Элективный курс по английскому языку "Проблемы подростков в семье и в школе"

Разделы: Иностранные языки


Данный элективный курс “Проблемы подростков в семье и в школе” разработан на основе современной американской художественной литературы на английском языке, затрагивающей различные проблемы подростков: взаимоотношения с подростками, родителями, учителями и друзьями. Курс повысит уровень знаний, умений и навыков учащихся и мотивацию собственной учебной деятельности. Программа рассчитана для учащихся, склонных к предметам социально-гуманитарного цикла. Курс носит интегративный характер, то есть обеспечивает реализацию межпредметных связей на уровне повторения ранее изученного материала по английскому языку и изучения нового фактического материала, овладение общими мыслительными операциями и учебно-исследовательскими стратегиями, построенными на двуязычной основе. Также элективный курс можно назвать коммуникативным, т.к. он направлен на развитие языковой, речевой, социокультурной компенсаторной и учебно-познавательной компетенций учащихся, то есть на владение иностранным языком как средством межкультурного общения.

Выбранная тема курса является актуальной, т.к. помогает преодолеть возрастной кризис межличностных отношений. У учащихся данного возраста “приобретаются” индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Им присуща ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. Все это отражается на их отношениях в семье и со сверстниками в школе. Изучая произведения американских авторов, учащиеся имеют возможность сравнить свои проблемы взаимоотношений с людьми с проблемами взаимоотношений американских сверстников.

Программа состоит из основной части и приложения. В основной части дается описание общих целей и содержания обучения. Каждый модуль имеет свои цели.

Приложение включает в себя материалы, раскрывающие и уточняющие некоторые общие положения, сформулированные в основной части программы. В приложении приводятся пять рассказов Dianne Swenson, задания и упражнения по работе с аутентичными рассказами.

Процесс обучения строится на следующих принципах:

  • принцип коммуникативного обучения.
  • принцип социокультурной направленности.
  • принцип развивающего обучения.
  • принцип использования аутентичного материала.

Цели, задачи и содержание элективного курса

Цель – развивать коммуникативную речевую компетенцию учащихся через чтение с полным пониманием содержания аутентичных текстов.

Задачи:

  • изучить художественные произведения современных американских писателей на английском языке.
  • учить учащихся извлекать нужную информацию из аутентичного текста.
  • учить учащихся работать самостоятельно, прививать умения проведения коллективного исследования и представления результатов своего труда.
  • учить участвовать в дискуссии на знакомую тему.
  • Ознакомить учащихся с основными правилами написания эссе по заданной теме.

Во время прохождения курса учащиеся вовлекаются в разнообразные формы работы: поисковую, исследовательскую и проектную. А также учащиеся могут использовать современные информационные технологии (осуществление навигации в Интернет) для поиска необходимой информации. Ученик может проявить себя в подготовке и написании научно-исследовательской работы, связанной с проблемами подростков.

В данном курсе используется аутентичный материал. Учащимся предлагается изучение современных американских рассказов, соответствующих интересам подростков и их потребностям. Курс значительно расширит словарный запас (фразовые глаголы), закрепит основные разделы грамматики, научит дискуссировать по заданной проблеме и взаимодействовать в парах и малых группах, способствует самостоятельной работе над проектом.

Учебно-методический план

Модуль 1. Блок 1.

  1. Анкетирование учащихся “Взаимоотношения с родителями”.
  2. Представление о семье и семейном воспитании с точки зрения психологов.
  3. Практика перевода с русского на английский язык.
  4. Правила и структура оформления, написания эссе.

Модуль 2. Блок 2.

  1. Чтение рассказа “The Day Dad Cried”.
  2. Выполнение заданий к тексту, позволяющих лучше понять его содержание.
  3. Поиск информации о количестве неполных семей в г.Черемхово.
  4. Практика перевода с русского языка на английский язык.
  5. Дискуссия по проблеме, затронутой в рассказе.

Блок 3.

  1. Чтение рассказа “A Problem With Mother”.
  2. Выполнение заданий к тексту.
  3. Дискуссия по проблеме рассказа.
  4. Проблема алкоголизма в нашей стране. Поиск информации в средствах массовой информации. Перевод полученной информации.
  5. Эссе “Идеальная семья в моем представлении”, “An Ideal Family From My Point Of View”.

Блок 4.

  1. Чтение рассказа “A Baby Again”.
  2. Выполнение заданий к тексту.
  3. Обсуждение проблемы рассказа.
  4. Опрос учащихся лицея “Have you got a brother or a sister?”, “Are you the only child?”
  5. Поиск информации о многодетных семьях в России и США. Перевод полученной информации.

Блок 5.

  1. Чтение рассказа “The Other Woman”.
  2. Выполнение заданий к тексту.
  3. Обсуждение проблемы рассказа.
  4. Подготовка к телемосту Россия-Америка, “Family. Teenagers. Parents. Relations. – Bad or Good?”

Блок 6.

  1. Чтение рассказа “No More Chances”.
  2. Выполнение заданий к тексту.
  3. Обсуждение проблемы рассказа.
  4. Подготовка к телемосту Россия-Америка. Составление вопросов по всем проблемам.
  5. Дискуссия “Причины появления трудных, неблагополучных детей”, “Causes Of emerging “hard children”.
  6. Поиск информации о неблагополучных подростках в России и США.

Модуль 3. Блок 7.

  1. Обсуждение всех проблем, затронутых в прочитанных произведениях.
  2. Сравнительный анализ взаимоотношений детей и родителей в американских и русских семьях.
  3. Проект “Teenagers’ Problems”

Модуль 4. Блок 8.

  1. Телемост Россия-Америка, “Family. Teenagers. Parents. Relations. – Bad or Good?”
  2. Подведение итогов.

Темп прохождения курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации и может корректироваться в процессе работы.

Данный курс методически обеспечен и соответствует целям стандарта среднего общего образования по иностранному языку.

В работе по данному элективному курсу для учеников предлагается самостоятельная работа: поиск необходимой информации с использованием Интернет-ресурсов, перевод полученной информации с русского на английский язык и анкетирование учащихся.

Критериями успешности прохождения данного курса будут умения читать и понимать аутентичные рассказы с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание, проекты в форме компьютерных презентаций, выполненные в группах и участие в телемосте подростков Россия-Америка.

С целью фиксирования динамики интереса к данному курсу и к будущему профилю учащимся будет предложена анкета после прохождения каждого блока.

Формы проведения занятий.

  • Занятия-семинары с использованием активных методов и коммуникативных методик обучения. Практика чтения аутентичной литературы, рассуждения и высказывания своего мнения по проблеме.
  • Занятия-дискуссии – обсуждение проблем подростков, затронутых в рассказах.
  • Занятия - ролевые игры – проигрывание ситуаций на основные темы рассказов, проведение телемоста.
  • Практика перевода с русского языка на английский язык.
  • Занятия с использованием информационных технологий.

Формы контроля.

Формой контроля могут служить уроки-дискуссии по заданной проблеме, выполненные задания по тексту с раскрытием значения незнакомых слов, грамматический анализ, возможно написание эссе по желанию самого учащегося.

Продолжительность курса.

Материал элективного курса разбит на четыре модуля и подается блоками. Первый модуль и два блока второго модуля рассчитаны на 17 часов, в случае заинтересованности учащимися данным курсом предлагается материал для продолжения данного курса в 10 классе.

Входящая анкета, определяющая интересы, запросы и трудности, которые испытывают учащиеся.

1. Что вы ожидаете от данного элективного курса?

2. Какие языковые средства тебе бы хотелось улучшить?

3. Испытываешь ли ты трудности в таких видах речевой деятельности, как чтение и говорение?

4. Какие новые умения и навыки ты хочешь приобрести?

Анкета, определяющая результат прохождения блока.

  1. Интересна ли для тебя тема семьи и взаимоотношений детей и родителей?
  2. Интересно ли и полезно для тебя было чтение данного произведения и его обсуждение?
  3. Хочешь ли ты познакомиться с новыми героями американской семьи и ее проблемами?
  4. Твои знания грамматики стали лучше?
  5. Расширился ли твой словарный запас?
  6. Можешь ли ты высказать свое мнение по данной проблеме на английском языке?
  7. В будущем тебе пригодятся знания, информация, полученные в этом блоке?
  8. Какие твои пожелания для учителя?
  9. Что тебе не понравилось в данном блоке?
  10. Какое задание было для тебя самым интересным?
  11. Какое задание было для тебя самым трудным?
  12. Ты быстрее стал читать тексты и извлекать нужную информацию?

Good Luck!

Цели и задачи каждого модуля.

Модуль 1.

  1. Ознакомить учащихся с основными психологическими понятиями по теме “Семья”.
  2. Ознакомить учащихся со структурой написания эссе.

Модуль 2.

  1. Изучить проблемы американских семей через чтение художественных произведений современных американских писателей на английском языке.
  2. Закрепить некоторые разделы грамматики.
  3. Пополнить словарный багаж учащихся.
  4. Научить ребят обсуждать прочитанный рассказ, высказывать свою точку зрения.
  5. Развивать навыки и умения работать самостоятельно и в группах.

Модуль 3.

  1. Развивать у учащихся готовность к сотрудничеству.
  2. Создать и представить проект по теме “Teenagers’ Problems”.

Модуль 4.

  1. Развивать толерантность, умение вести диалог и понимать собеседника.
  2. Провести телемост Россия-Америка.

Ожидаемыми результатами данного элективного курса будут умения учащихся читать и анализировать аутентичную литературу, проектная работа и участие в ролевой игре “Телемост Россия-Америка”, написание эссе по желанию учащихся.

Учебно-методическое обеспечение состоит из художественной литературы на английском языке; заданий для самостоятельной, парной и групповой работы, разработанные учителем; проблемных вопросов для самостоятельного поиска ( например, сколько неблагоприятных семей насчитывается в нашем городе, какое пагубное влияние оказывает употребление алкоголя на человека, каков процент рождаемости и смертности на территории г.Черемхово, сколько семей имеют одного ребенка в городе, сколько семейных пар разводятся по России в целом и в США ежегодно, причины по которым дети не посещают занятия в школе и т.д.).

Список рекомендуемой литературы для учащихся.

  1. Dianne Swenson. The Day Dad Cried and other stories/ Perfection Learning Corporation, Logan, Iowa, 1984.
  2. Betty Schrampfer Azar. Basic English Grammar/ Longman, 1996.
  3. Betty Schrampfer Azar. Understanding and Using English Grammar/ Longman, 1999.
  4. Cambridge Dictionary of American English/ Cambridge University Press, 2000.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
  6. Баранова О.В. Основы психологии семейной жизни. Иркутск, 2007.
  7. Маленкова Л.И. Дети, родители, педагоги (методическое пособие по психологии). – ТОО “Интелтех” Москва, 1994. – 245 с.
  8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

Список рекомендуемой литературы для учащихся.

  1. Dianne Swenson. The Day Dad Cried and other stories/ Perfection Learning Corporation, Logan, Iowa, 1984.
  2. Betty Schrampfer Azar. Basic English Grammar/ Longman, 1996.
  3. Betty Schrampfer Azar. Understanding and Using English Grammar/ Longman, 1999.
  4. Cambridge Dictionary of American English/ Cambridge University Press, 2000.

Приложение