Данный элективный курс “Проблемы подростков в семье и в школе” разработан на основе современной американской художественной литературы на английском языке, затрагивающей различные проблемы подростков: взаимоотношения с подростками, родителями, учителями и друзьями. Курс повысит уровень знаний, умений и навыков учащихся и мотивацию собственной учебной деятельности. Программа рассчитана для учащихся, склонных к предметам социально-гуманитарного цикла. Курс носит интегративный характер, то есть обеспечивает реализацию межпредметных связей на уровне повторения ранее изученного материала по английскому языку и изучения нового фактического материала, овладение общими мыслительными операциями и учебно-исследовательскими стратегиями, построенными на двуязычной основе. Также элективный курс можно назвать коммуникативным, т.к. он направлен на развитие языковой, речевой, социокультурной компенсаторной и учебно-познавательной компетенций учащихся, то есть на владение иностранным языком как средством межкультурного общения.
Выбранная тема курса является актуальной, т.к. помогает преодолеть возрастной кризис межличностных отношений. У учащихся данного возраста “приобретаются” индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Им присуща ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. Все это отражается на их отношениях в семье и со сверстниками в школе. Изучая произведения американских авторов, учащиеся имеют возможность сравнить свои проблемы взаимоотношений с людьми с проблемами взаимоотношений американских сверстников.
Программа состоит из основной части и приложения. В основной части дается описание общих целей и содержания обучения. Каждый модуль имеет свои цели.
Приложение включает в себя материалы, раскрывающие и уточняющие некоторые общие положения, сформулированные в основной части программы. В приложении приводятся пять рассказов Dianne Swenson, задания и упражнения по работе с аутентичными рассказами.
Процесс обучения строится на следующих принципах:
- принцип коммуникативного обучения.
- принцип социокультурной направленности.
- принцип развивающего обучения.
- принцип использования аутентичного материала.
Цели, задачи и содержание элективного курса
Цель – развивать коммуникативную речевую компетенцию учащихся через чтение с полным пониманием содержания аутентичных текстов.
Задачи:
- изучить художественные произведения современных американских писателей на английском языке.
- учить учащихся извлекать нужную информацию из аутентичного текста.
- учить учащихся работать самостоятельно, прививать умения проведения коллективного исследования и представления результатов своего труда.
- учить участвовать в дискуссии на знакомую тему.
- Ознакомить учащихся с основными правилами написания эссе по заданной теме.
Во время прохождения курса учащиеся вовлекаются в разнообразные формы работы: поисковую, исследовательскую и проектную. А также учащиеся могут использовать современные информационные технологии (осуществление навигации в Интернет) для поиска необходимой информации. Ученик может проявить себя в подготовке и написании научно-исследовательской работы, связанной с проблемами подростков.
В данном курсе используется аутентичный материал. Учащимся предлагается изучение современных американских рассказов, соответствующих интересам подростков и их потребностям. Курс значительно расширит словарный запас (фразовые глаголы), закрепит основные разделы грамматики, научит дискуссировать по заданной проблеме и взаимодействовать в парах и малых группах, способствует самостоятельной работе над проектом.
Учебно-методический план
Модуль 1. Блок 1.
- Анкетирование учащихся “Взаимоотношения с родителями”.
- Представление о семье и семейном воспитании с точки зрения психологов.
- Практика перевода с русского на английский язык.
- Правила и структура оформления, написания эссе.
Модуль 2. Блок 2.
- Чтение рассказа “The Day Dad Cried”.
- Выполнение заданий к тексту, позволяющих лучше понять его содержание.
- Поиск информации о количестве неполных семей в г.Черемхово.
- Практика перевода с русского языка на английский язык.
- Дискуссия по проблеме, затронутой в рассказе.
Блок 3.
- Чтение рассказа “A Problem With Mother”.
- Выполнение заданий к тексту.
- Дискуссия по проблеме рассказа.
- Проблема алкоголизма в нашей стране. Поиск информации в средствах массовой информации. Перевод полученной информации.
- Эссе “Идеальная семья в моем представлении”, “An Ideal Family From My Point Of View”.
Блок 4.
- Чтение рассказа “A Baby Again”.
- Выполнение заданий к тексту.
- Обсуждение проблемы рассказа.
- Опрос учащихся лицея “Have you got a brother or a sister?”, “Are you the only child?”
- Поиск информации о многодетных семьях в России и США. Перевод полученной информации.
Блок 5.
- Чтение рассказа “The Other Woman”.
- Выполнение заданий к тексту.
- Обсуждение проблемы рассказа.
- Подготовка к телемосту Россия-Америка, “Family. Teenagers. Parents. Relations. – Bad or Good?”
Блок 6.
- Чтение рассказа “No More Chances”.
- Выполнение заданий к тексту.
- Обсуждение проблемы рассказа.
- Подготовка к телемосту Россия-Америка. Составление вопросов по всем проблемам.
- Дискуссия “Причины появления трудных, неблагополучных детей”, “Causes Of emerging “hard children”.
- Поиск информации о неблагополучных подростках в России и США.
Модуль 3. Блок 7.
- Обсуждение всех проблем, затронутых в прочитанных произведениях.
- Сравнительный анализ взаимоотношений детей и родителей в американских и русских семьях.
- Проект “Teenagers’ Problems”
Модуль 4. Блок 8.
- Телемост Россия-Америка, “Family. Teenagers. Parents. Relations. – Bad or Good?”
- Подведение итогов.
Темп прохождения курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации и может корректироваться в процессе работы.
Данный курс методически обеспечен и соответствует целям стандарта среднего общего образования по иностранному языку.
В работе по данному элективному курсу для учеников предлагается самостоятельная работа: поиск необходимой информации с использованием Интернет-ресурсов, перевод полученной информации с русского на английский язык и анкетирование учащихся.
Критериями успешности прохождения данного курса будут умения читать и понимать аутентичные рассказы с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание, проекты в форме компьютерных презентаций, выполненные в группах и участие в телемосте подростков Россия-Америка.
С целью фиксирования динамики интереса к данному курсу и к будущему профилю учащимся будет предложена анкета после прохождения каждого блока.
Формы проведения занятий.
- Занятия-семинары с использованием активных методов и коммуникативных методик обучения. Практика чтения аутентичной литературы, рассуждения и высказывания своего мнения по проблеме.
- Занятия-дискуссии – обсуждение проблем подростков, затронутых в рассказах.
- Занятия - ролевые игры – проигрывание ситуаций на основные темы рассказов, проведение телемоста.
- Практика перевода с русского языка на английский язык.
- Занятия с использованием информационных технологий.
Формы контроля.
Формой контроля могут служить уроки-дискуссии по заданной проблеме, выполненные задания по тексту с раскрытием значения незнакомых слов, грамматический анализ, возможно написание эссе по желанию самого учащегося.
Продолжительность курса.
Материал элективного курса разбит на четыре модуля и подается блоками. Первый модуль и два блока второго модуля рассчитаны на 17 часов, в случае заинтересованности учащимися данным курсом предлагается материал для продолжения данного курса в 10 классе.
Входящая анкета, определяющая интересы, запросы и трудности, которые испытывают учащиеся.
1. Что вы ожидаете от данного элективного курса?
2. Какие языковые средства тебе бы хотелось улучшить?
3. Испытываешь ли ты трудности в таких видах речевой деятельности, как чтение и говорение?
4. Какие новые умения и навыки ты хочешь приобрести?
Анкета, определяющая результат прохождения блока.
- Интересна ли для тебя тема семьи и взаимоотношений детей и родителей?
- Интересно ли и полезно для тебя было чтение данного произведения и его обсуждение?
- Хочешь ли ты познакомиться с новыми героями американской семьи и ее проблемами?
- Твои знания грамматики стали лучше?
- Расширился ли твой словарный запас?
- Можешь ли ты высказать свое мнение по данной проблеме на английском языке?
- В будущем тебе пригодятся знания, информация, полученные в этом блоке?
- Какие твои пожелания для учителя?
- Что тебе не понравилось в данном блоке?
- Какое задание было для тебя самым интересным?
- Какое задание было для тебя самым трудным?
- Ты быстрее стал читать тексты и извлекать нужную информацию?
Good Luck!
Цели и задачи каждого модуля.
Модуль 1.
- Ознакомить учащихся с основными психологическими понятиями по теме “Семья”.
- Ознакомить учащихся со структурой написания эссе.
Модуль 2.
- Изучить проблемы американских семей через чтение художественных произведений современных американских писателей на английском языке.
- Закрепить некоторые разделы грамматики.
- Пополнить словарный багаж учащихся.
- Научить ребят обсуждать прочитанный рассказ, высказывать свою точку зрения.
- Развивать навыки и умения работать самостоятельно и в группах.
Модуль 3.
- Развивать у учащихся готовность к сотрудничеству.
- Создать и представить проект по теме “Teenagers’ Problems”.
Модуль 4.
- Развивать толерантность, умение вести диалог и понимать собеседника.
- Провести телемост Россия-Америка.
Ожидаемыми результатами данного элективного курса будут умения учащихся читать и анализировать аутентичную литературу, проектная работа и участие в ролевой игре “Телемост Россия-Америка”, написание эссе по желанию учащихся.
Учебно-методическое обеспечение состоит из художественной литературы на английском языке; заданий для самостоятельной, парной и групповой работы, разработанные учителем; проблемных вопросов для самостоятельного поиска ( например, сколько неблагоприятных семей насчитывается в нашем городе, какое пагубное влияние оказывает употребление алкоголя на человека, каков процент рождаемости и смертности на территории г.Черемхово, сколько семей имеют одного ребенка в городе, сколько семейных пар разводятся по России в целом и в США ежегодно, причины по которым дети не посещают занятия в школе и т.д.).
Список рекомендуемой литературы для учащихся.
- Dianne Swenson. The Day Dad Cried and other stories/ Perfection Learning Corporation, Logan, Iowa, 1984.
- Betty Schrampfer Azar. Basic English Grammar/ Longman, 1996.
- Betty Schrampfer Azar. Understanding and Using English Grammar/ Longman, 1999.
- Cambridge Dictionary of American English/ Cambridge University Press, 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
- Баранова О.В. Основы психологии семейной жизни. Иркутск, 2007.
- Маленкова Л.И. Дети, родители, педагоги (методическое пособие по психологии). – ТОО “Интелтех” Москва, 1994. – 245 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
Список рекомендуемой литературы для учащихся.
- Dianne Swenson. The Day Dad Cried and other stories/ Perfection Learning Corporation, Logan, Iowa, 1984.
- Betty Schrampfer Azar. Basic English Grammar/ Longman, 1996.
- Betty Schrampfer Azar. Understanding and Using English Grammar/ Longman, 1999.
- Cambridge Dictionary of American English/ Cambridge University Press, 2000.