Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Исходя из этого, я пришла к выводу, что с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Наиболее благоприятные для этого являются итоговые уроки.
Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят. Самым популярным среди учеников стал итоговый урок с дидактической игрой “Лото”. Поэтому я разработала целую серию таких уроков с 5 по 9 класс. Эту игру можно проводить на уроках обобщенного повторения по теме или по всему курсу. Я расскажу об этой игре, на примере итогового урока за 1 полугодие в 5 классе.
Для игры необходимо 4 карточки, в которых указаны номера десяти вопрос. Эти карточки достаточно сделать один раз, а дальше использовать в любом классе. Нужен мешочек с 40 бочонками. Таким образом, для игры нужно приготовить 40 вопросов. Можно и меньше, но тогда и бочонков должно быть меньше, а карточки можно использовать те же. А также 20 штук жетонов, их можно вырезать из цветной или белой бумаги.
Вопросы для игры можно взять в учебнике, дидактических материалах или другой дополнительной литературе.
Итак, в игре участвуют 4 команды, которые получают карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель (или ведущий игры) достает из мешка бочонки с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ .Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. И представитель команды выходит и отвечает у доски и тем самым зарабатывает себе плюс (личный зачет).
Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего, и право ответа принадлежит другой команде, которая за правильный ответ получит жетон. А ученик из этой команды, который изложит верное решение получит плюс в личный зачет. За этот жетон в ходе игры можно “выкупить” тот бочонок, который был вынут из мешка , но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первая поставит бочонки на все номера карточки. Участники этой команды получают отличные оценки. И в конце урока подводится итоги личного зачета и самые активные ученики из других команд тоже получают отличные оценки.
Математика , 1-е полугодие, 5 класс.
- Какие числа применяются при счете предметов?
- Назовите самое маленькое и самое большое натуральное числа?
- Имеют ли концы прямая, отрезок, луч?
- Какой луч называется координатный?
- Высота комнаты 3м, ширина 5м и длина 6м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате?
- Найдите площадь поверхности куба, если длина его ребра равна 5см?
- Прямоугольный участок земли имеет длину 95м, а ширина 67м. Найдите площадь и периметр участка?
- Найдите объем куба, ребро которого 8дм?
- Вычислите 4∙53∙25.
- Вычислите3030300 : 15.
- Вычислите 33 + 281 + 67.
- Вычислите (251 + 188) – 51.
- Раскройте скобки 15(а – 2).
- Раскройте скобки 7(5 – в).
- Раскройте скобки (а +3)∙2.
- Раскройте скобки (8 – в)∙5.
- Вычислите 45∙0.
- Вычислите 354 – 354.
- Найдите в : 1.
- Вычислите 73 : 0.
- Вычислите (31 – 19)² .
- Вычислите 2³ + 5².
- Вычислите 289∙315 + 211∙315.
- Вычислите 647∙243 – 243∙447.
- Вычислите 139∙37 – 108∙37 + 69∙37.
- Упростите и найдите значение: 7а + 8а – а – 14а + 6 при а = 329.
- Решите уравнение 3х + 8х = 4422.
- Решите уравнение 16у – у + 5 = 50.
- Чебурашка и Крокодил Гена идут навстречу друг другу. Сейчас между ними 1км 950м. Через сколько минут они встретятся , если Чебурашка идет со скоростью 70 м/мин, а Крокодил Гена – со скоростью 60м/мин?
- Лена, Света, Маша, Катя и Наташа пришли к зубному врачу. Сколькими способами они могут встать в очередь?
- Незнайка стал догонять Шпунтика, когда расстояние между ними было 1км80м. Незнайка бежал со скоростью 170м/мин, а Шпунтик шел со скоростью 80м/мин. Через сколько минут Незнайка догонит Шпунтик
- Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
- Сейчас расстояние между собакой и кошкой 30м. Через сколько секунд собака догонит кошку, если скорость собаки 10м/с, а кошки – 7м/с?
- Найдите скорость катера по течению и против течения реки, если собственная скорость катера 57км/ч, а скорость течения 4 км/ч?
- У Миши в 2раза больше орехов, чем у Николая, а у Пети в 3 раза больше, чем у Николая. Сколько орехов у каждого, если у всех вместе 72 ореха?
- 4! – 4²
- 5! + 5³ .
- С двух яблонь собрали 67 кг яблок, причем с одной яблони собрали на 19 кг больше, чем с другой. Сколько яблок собрали с каждой яблони?
- Для приготовления вишневого варенья на 2 части вишни берут 3 части сахара (по массе). Сколько вишни и сколько сахара пошло на варенье, если сахара пошло на 7 кг 600г больше, чем вишни?
- Периметр треугольника АВС равен 64 см, сторона АВ меньше стороны АС на 7 см, но больше стороны ВС на 12 см. Найдите длину каждой стороны треугольника АВС.
Список литературы:
- В.Г. Коваленко Дидактические игры на уроках математики, из-во Просвещение, Москва 1990 г.
- П.Р. Оникул 19 игр по математике, из-во Союз, С.-Петербург 1999 г.