Цели урока: показать учащимся, как складывают числа с помощью координатной прямой; закрепить знания по изменению величин, по сравнению чисел, по сложению отрицательных чисел; развивать логическое мышление учащихся, способность к оценочным действиям, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умения аккуратно и грамотно выполнять математические записи.
Демонстрационный материал: карточки, тест, сигнальные карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Тема урока, постановка целей урока.
Давайте вместе внимательно прочитаем тему урока. Вдумайтесь, сформулируйте вопросы, которые нужно повторить для изучения темы.
2. Фронтальный опрос
.Координатная прямая, числа, которые располагаются, справа от начала отсчета, слева от начала отсчета, противоположные числа, число противоположное нулю, модуль числа. Какими числами выражается увеличение величины, уменьшение величины, растяжение пружины, сжатие пружины, повышение температуры, понижение температуры, сложение отрицательных чисел.
3.Устная работа
.(Задания на доске)
1) Прочитать координаты точек А(5), В(-4), С(-7), Д(1,5), Е(7), К(-1).
2)Отметить точки с координатами на координатной прямой.
3)Сравнить координаты точек 5 и 7, -4 и -7, -1 и 0, 1,5 и -7, 0 и -4, 7 и -7.
4) Вычислить: /2,3/ + /-1,2/; /-7/ – /4/; /3,4/ * /-2/; /-3,2/ : /-1,6/.
5) Найдите сумму: -5 + (-2), -17 + (-23), -12,3 + (– 0, 7).
6) Сравните (используем сигнальные карточки) -2>3 4<10 -18>-6 0>-12 34<-199/
Проверка домашнего творческого задания. Сообщения об истории отрицательных чисел.
4.Словарный диктант
.Координата точки, прямая, положительное число, сжатие, растяжение, модуль числа. (Один ученик у доски). Проверим.
5.Изучение нового материала.
Работа с учебником. Рассмотреть показания термометра на рисунках 72 и 73 и запишем результаты 8 + 3=, 8 + (-3)=.
Рассмотрим на рис. 74 сложение чисел с помощью координатной прямой.
8 +3, 8 + (-3). Сделаем вывод: любое число от прибавления положительного числа увеличивается, от прибавления отрицательного уменьшается.
6. Закрепим это понятие
.Отметьте на координатной прямой число -4.
Найдем сумму -4 +2, -4 +(-3), -4 +4.
Вывод: сумма противоположных чисел равна нулю.
Найдем сумму: -4 + 0. Вывод: от прибавления нуля число не меняется.
7. Самостоятельная работа обучающего характера:
Отметьте на координатной прямой числа -2, 0, 5.
Сложите числа: -2 + 3, -2 + (-4), 5 +0, 5 +3, 5 + (-5).
8. Повторим:
любое число от прибавления положительного числа увеличивается, от прибавления отрицательного уменьшается, сумма противоположных чисел равна нулю, от прибавления нуля число не меняется.
Физ. минутка.
9. Выполним тестовое задание.
1)Решите уравнение: а)– х = 23, б) –х = -19
Выберите правильный ответ 1) х =23, 2) х = -23 . 1) х = 19, 2) х = -19.
2) Найдите число противоположное числу 3,8.
Выберите правильный ответ 1) 0, 2) 8,3, 3) -3,8.
Проверим, оценим свою работу.
10. Домашнее задание: №1023, №1009, № 1019, п. 31, п.32.
11. Подведем итоги.
Чем мы занимались на уроке? Какие были цели урока? Выполнили мы их?