Цель и задачи урока: Знакомство учащихся с новыми терминами и понятиями, развитие и углубление знаний о ТЭК; знакомство с электроэнергетикой, ее ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России; формирование представлений учащихся об основных типах электростанций, их характерных чертах и особенностях, достоинствах и недостатках, размещении электростанций различного типа по территории страны; знакомство учащихся с проблемами электроэнергетики и перспективами ее развития; совершенствование умения учащихся работать с различными источниками географической информации.
Учебно-наглядный комплекс: Карты России – физическая и экономическая, контурная карта России – настенная, таблицы, схемы, иллюстрации с изображением электростанций различного типа; учебники, атласы, контурные карты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Географическая разминка.
1. Что означают данные цифры?
- А) 1991 (Распад СССР, образование СНГ)
- В) 17,1 (S России)
- Г) 141,9 (численность населения)
- Д) 83 (субъекты Федерации)
- Е) 3 (омывают 3 океана)
2. Дать определение следующим понятиям:
- А) город
- Б) миграция
- В) геополитическое положение
- Г) трудовые ресурсы
- Д) ТЭК
IV. Проверка домашнего задания:
Фронтальный письменный опрос учащихся по теме: «Топливная промышленность России».
Задание
«Верны ли следующие утверждения»:
- В состав ТЭК входит топливная промышленность и электроэнергетика. (да)
- Транспортировка тепла и энергии не входит в состав ТЭК. (нет)
- «Энергия» в переводе с энергетического означает – «деятельность, производительность». (да)
- ТЭК России базируется на собственных энергетических ресурсах. (да)
- Россия занимает II место в мире по запасам и добыче нефти. (да)
- Добыча газа в России увеличивается, так как газ - самый дешевый вид топлива. (да)
- По запасам газа Россия занимает II место в мире (нет, I)
- Самые крупные месторождения газа в России находятся на Тюменском Севере (Уренгойское и Ямбурское). (да)
- Открытый способ добычи угля более экологически чистый, чем шахтный. (нет)
V. Выборочная проверка работ учащихся. Озвучивание правильных ответов.
VI. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа о месте электроэнергетики среди других отраслей экономики, ее роли и значение в хозяйстве России.
- Перечислите известные вам межотраслевые комплексы России. (машиностроение, металлургия, химическая промышленность). (Рис. стр.7)
- Какой фактор играет важную роль в развитии данных межотраслевых комплексах, наряду с сырьевым? (Наличие энергии)
- Верно, для успешного развития экономики любой страны, в том числе и России, электроэнергетика должна опережать рост других отраслей экономики.
- Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).
- Электроэнергетика – авангардная отрасль промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия.
2. Знакомство учащихся с типами электростанций. Рассказ учителя с использованием иллюстраций.
- В наши дни в России произошло снижение производства электроэнергии. (Работа по приложению 1).
- Тем не менее, Россия занимает 2-е место в мире по производству электроэнергии.
- Электроэнергия производится на электростанциях разного типа, но ведущими являются тепловые, гидравлические и атомные.
- Сданными типами электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС, мы сегодня и познакомимся.
- У нас работают три групы экспертов: работники ТЭС, гидроэнергетики и атомщики. Задача группы: определить, что представляет собой каждый тип, каковы его особенности, достоинства и недостатки. Результаты своих исследований необходимо поместить в сводную таблицу и представить другим группам.
- В своей работе вы можете использовать учебники (п.3 стр. 18-23), атласы и дополнительную литературу. (Работа по приложению 2).
3. Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.
Тип электростанции | Характерные особенности | Недостатки | Примеры крупнейших электростанций |
ТЭС | Ведущие. Вырабатывают 66% электроэнергии России. Используют разное топливо. Вырабатывают дешевую энергию. Ориентируются на сырье и потребителя. | Чрезмерно загрязняют атмосферу | Сургутская Костромская Рефтинская |
ГЭС | Вырабатывают 17% электроэнергии России. Строят на реках с большим падением и расходом воды, Используют возобновимый вид ресурсов. Экономически выгодны, т.к. вырабатывают самую дешевую энергию. | Строительство крупных ГЭС дорого. Создание ГЭС на равнинах приводит к затоплению площадей, замедлению стока, загрязнению водохранилищ. | Красноярская Саянская Братская Усть- Илимская |
АЭС | Строят в районах с недостатком энергии, особенно в европейской части России, наиболее экологически чистые. | Необходимо уделять особое внимание эксплуатации АЭС: обеспечению радиационной безопасности и хранению радиоактивных отходов. | Курская Смоленская Кольская Тверская Нововоронежская Балаковская Белоярская |
4. Сообщения групп с использованием карты и атласов.
5. Нанесение крупнейших электростанций на контурные карты у доски и на местах.
6. Рассказ учителя о единой энергосистеме России, ее значении, преимуществах.
- В России и других государствах СНГ созданы энергосистемы – группы электростанций разного типа, объединенные высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП) и управляемых из одного центра. Энергосистемы объединяются в Единую энергетическую систему (ЕЭС). Это дает возможность перераспределять энергию, перебрасывать ее из одних районов в другие – энергодефицитные.
- Существует несколько крупных энергосистем: Центральная, Уральская, Сибирская и др.
7. Беседа о перспективах развития ТЭК и электроэнергетики в частности.
- Как вы думаете, что ожидает ТЭК в частности электроэнергетику в будущем: снижение производства энергии или ее увеличение? (увеличение).
- С чем это связано? (с увеличением потребления энергии на душу населения, в промышленности).
- Каковы пути развития ТЭК России?
- увеличение добычи и использования газа.
- внедрение энергосберегающих технологий.
- использование нетрадиционных источников энергии (солнечные, ветровые электростанции, энергия термальных вод, приливные электростанции, ядерная энергия).
VII. Закрепление изученного материала.
Выбери правильный ответ.
1. Больше всего электроэнергии в России вырабатывается на:
а) ГЭС
б) АЭС
в) ТЭС
2. Самой мощной ТЭС является:
а) Рефтинская
б) Костромская
в) Сургутская
г) Конаковская
3. Крупнейшей ГЭС является:
а) Саянская
б) Красноярская
в) Братская
г) Усть-Илимская
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
Параграф 3, вопросы 2,3 стр.23. Доклады на тему: «Экологические проблемы, связанные с развитием электроэнергетики».
Литература:
- Учебник «География России. Хозяйство и географические районы». В. П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.- М.: Дрофа, 2009.
- Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: «ВАКО», 2005.
- Поурочное планирование «География населения и хозяйства России. 9 класс» Г. Н. Элькин - С – Петербург «Паритет», 2005 г.
- В.Г. Глушкова и др. Экономическая и социальная география России и новых независимых государств. Москва, 2001г.
- Журнал «География в школе» № 3-2003 г., с.16 «Геополитические следствия развития энергетики».