Индивидуальное занятие по предмету "Вокал"

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


Звучит мелодия из песни “Есть сказка одна” С. Науменко. Под музыку в класс входит солистка эстрадно-вокальной студии “Модерн”.

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, Даша!

Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

II. Введение в тему.

Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как “дикция” и “артикуляция”.

Итак, дикция – это…

Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей “дикцией” экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Педагог: Артикуляция – это…

Предполагаемый ответ учащегося: Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?

Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.

III. Объяснение темы.

Педагог обращает внимание на плакат “ Схема голосового аппарата”.

Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: “Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью”. Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Дарья, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?

Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.

Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.

Педагог: Молодец, Даша!

Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

IV. Практическая часть

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.

Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на согласную букву “Р”, которые мы разучили на предыдущих занятиях.

Первая скороговорка называется “Ярило”. Интересно, что обозначает слово “Ярило”.

Предполагаемый ответ учащегося: Ярило – это бог солнца у древних славян.

Скороговорка “Ярило”.

Ярило, Ярило
По небу катило,
А туча нашла
И Ярило закрыло.

Рекомендации.

В скороговорке “Ярило” отрабатывается правильное произношение согласной буквы “Р”, а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.

Педагог: Спасибо, Даша. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку тоже на согласную букву “Р”.

Предполагаемый ответ учащегося: Скороговорка “Триглава” - о богине почвы, воды и воздуха.

Скороговорка “Триглава”

Богиня Триглава – одна, а трём слава!
У этой богини три добрых Начала:
Одно – это почва, второе – вода,
А третье есть воздух, чем дышим всегда.

Рекомендации.

В скороговорке “Триглава” идёт работа над правильным произношением согласной буквы “Р” и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.

Педагог: Молодец, Даша!

Сейчас ты услышишь новую скороговорку о боге любви “Леле” на чередование согласных букв “Л” и “Р”. Послушай, пожалуйста.

Скороговорка “Лель” - чтение и тренировка с повторением.

На дворе звенит капель,
У реки сидит бог Лель
И игрою на свирели
Ворожит птиц, чтоб летели.

Рекомендации.

В скороговорке “Лель” отрабатывается правильное произношение согласной буквы “Л” и “Р”, а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Учебно-тренировочные упражнения
на развитие голосового аппарата

Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется “Буквы” и настроимся пропеть его.

Упражнение “Буквы” - исполнение упражнения.

Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,
Получилась в старину буквенная книжица.
Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ
И теперь об этом знаешь - милый друг и лично ты.

Рекомендации.

В вокальном упражнении “Буквы” происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Важно обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв “Р”, “Д”, “Г” и “Ч”.

Педагог: Хорошо, Даша. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется “ЙОТ и КАКО”. Сначала слушаем, а потом поём.

Упражнение на буквы “ЙОТ и КАКО” - исполнение упражнения.

ЙОТ и КАКО дружат давно.
Рядом стоят, любят ребят.

Рекомендации.

Пение упражнения “ЙОТ и КАКО” по восходящим и нисходящим полутонам от ноты. До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Важно отработать правильное произношение согласных букв “Р” и “Т”, а также гласных букв “А” и “О”.

Педагог: Молодец, Даша, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение “СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛИТЕ”. Сначала слушаем, потом поём.

Упражнение на буквы “СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ” - исполнение упражнения.

СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО –
Буквы рядом звучат гордо.
Также ЛЮДИ и МЫСЛИТЕ –
Буквы лучшие на свете.

Рекомендации.

Упражнение “СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛИТЕ” на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты. До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.

Упражнение на буквы “ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ” - исполнение упражнения.

ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛАГОЛЬ
Познакомиться изволь.
Укрепляет голос Наш
Ты возьми на карандаш.

Рекомендации.

Упражнение “ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ” на развитие интервала “кварта”. Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.

Упражнение “ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО” - исполнение упражнения.

ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!
Так буквы желают всем нам,
Чтоб жить увлечённо и бодро
Ты азбуку выучи сам.

Рекомендации.

В упражнении “ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!” отрабатывается навык пения в “октаву”. Чётко проговаривать согласные буквы “Б”, “Д” и “Р”. Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.

Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.

Видео-пауза

Педагог: Даша, я предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления нашей соотечественницы, Кати Рябовой на конкурсе “Детское Евровидение”, где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обрати внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетативом.

Просмотр видеофрагмента.

Работа над дикцией и артикуляцией
при разучивании вокального произведения

Педагог: Давай вспомним песню “Есть сказка одна”, которую мы разучили на предыдущих занятиях.

Исполнение песни “Есть сказка одна” сл. и муз. С. Науменко.

1. Есть сказка одна, а в ней есть полёт
Из дома родного туда, где цветёт
Цветок алый-алый, он сказки той главный,
Он сказки той главный секрет!

Припев:

Колечко неслучайное, колечко обручальное
Даровано девице затем, чтоб возвратиться.
В мир сказочных явлений, чудесных превращений,
Проявленной мечты, любви и красоты.

2. Есть сказка одна, а в сказке поверь,
Есть добрый, тоскующий, ласковый зверь.
Стерёг он цвет алый и сказки той главный,
И сказки той главный герой!

Припев:

3. Есть сказка одна, а в сказке дворец
И сад, расцветающей негой сердец,
В саду есть цвет алый, он сказки той главный.
Он сказки той главный секрет.

Припев:

Рекомендации.

При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.

Педагог: Хорошо, Даша. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.

Сегодня мы начнём разучивать новую песню “Лукоморье”.

Песня “Лукоморье” сл. и муз. С. Науменко – разучивание и исполнение 1 куплета и припева.

Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.

Песня “Лукоморье”

Лукоморья дуб, древо вечное.
И ветвистое и сердечное.
Корнева, глубока, потому он в соку
Крона так разрослась, стремясь к солнышку.

Припев:

А вокруг гуляет кот, песни петь не устаёт.
А то сказку нам расскажет
Зеркальце всю правду скажет
Мудрым праведным словцом,
Где Руси заветный дом,
Где герои молодцы -
Слова меткого стрельцы.

Рекомендации.

Во время работы над вокальным произведением “Лукоморье”, необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.

V. Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю разгадать кроссворд.

Итак, первый вопрос:

  1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).
  2. Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).
  3. Составные части речевой полости: (щёки; челюсти; язык).
  4. Человек, поющий песни на сцене (певец).

Молодец Даша, ты справилась с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из определения “артикуляция” и “артикуляционный аппарат”, которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни “Лукоморье” слова и муз. С. Науменко.

VI. Организационный конец.

Спасибо, Даша! До свидания. До новой встречи.

Звучит мелодия из песни “Есть сказка одна” С. Науменко. Под музыку из класса выходит солистка эстрадно-вокальной студии “Модерн”.

Использованная литература:

Науменко С.Н. Волшебная Азбука в легендах, стихах и музыке. – СПб., 2009. -60 с.