Цели: познакомить с новой группой растений - комнатными растениями; формировать понятие о правилах ухода за ними.
Задачи.
- Формировать представления о многообразии комнатных растений.
- Повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека
- Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с полученной информацией.
- Развивать познавательные способности учащихся; исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
- Развивать избирательность внимания, творческую активность, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, прививать интерес к цветоводству.
- Ввоспитывать прилежание, самостоятельность, навыки самоконтроля.
- Показать красоту и неповторимость каждого растения.
- Воспитывать бережное отношение к “зеленому другу”.
Оборудование: живые комнатные растения (с названиями на горшках), предметы для ухода за ними (лейка с водой, палочка, тряпочка), мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, электронный микроскоп, карточки с заданиями, выставка книг о комнатных растениях, учебник Плешакова А.А. творческие работы учащихся, карточки со словами на доске.
Ход урока
1. Организационный момент.
Входя в класс, учащиеся выбирают полоски бумаги разного цвета. На столах лежат кружочки. Собери солнышки так, чтобы лучики были одного цвета. (Формирование команд)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Повторение пройденного.
На столах лежат карточки с заданиями (несколько карточек для студентов).
- Прочитай вопрос, дай ответ:
1. На какие группы делятся растения по форме? (Деревья, кустарники, травы). Приведите примеры. (Слайд 2. Презентация)
2. На какие еще группы можно разделить растения? (Дикорастущие и культурные) Приведите примеры. (Слайд 3)
Игра “Не ошибись!” Выполните задания на листочках. Подчеркни зеленым цветом названия дикорастущих растений, а красным – названия культурных растений.
Игра “Не ошибись!”
(Карточки) Свёкла, одуванчик, тополь, полынь, петрушка, крапива, астры, черная смородина, черёмуха, ячмень, незабудка, капуста.
Проверь правильность выполнения по образцу. Поставьте оценку. (Слайд 4)
3. На какие группы можно разделить культурные растения?
4. Посмотри на экран. Правильно ли разделили на группы культурные растения? (Слайд 5)
Культурные растения | ||||
овощные | плодовые | зерновые | декоративные | прядильные |
редис | смородина | рожь | тюльпаны | астры |
картофель | яблоня | гречиха | гладиолусы | лён |
огурцы | малина | свёкла | пионы | |
пшеница | груша | овес | георгины | |
чеснок | слива | ячмень | хлопчатник |
(Учащиеся находят ошибки и доказывают правильный вариант: пшеница – зерновая культура, свёкла – овощная, хлопчатник – прядильная, а астры – декоративная. Слайд 6).
Какое значение имеют растения в жизни человека? (Устные ответы 2-3 учеников).
Физминутка. (Слайд 6)
3. Актуализация знаний. (Слайд 7)
Послушай четверостишье:
На моем окошке настоящий сад!
Крупные сережки фуксии висят…
Вспыхнул “угольками” скромный огонек.
Весь под волосками кактуса пенек.
Догадались ли вы, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
4. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
Мы знаем, что есть дикорастущие и культурные растения. Посмотрите, на столе стоят растения. Как называются эти растения? А к какой группе их можно отнести? (Дети обсуждают этот вопрос и предполагают, что они должны быть в отдельной группе)
Итак, мы выделяем еще одну группу растений – декоративные комнатные растения.
Сравните внешний вид комнатных растений с растениями в природе в разное время года. (У комнатных растений листья осенью не опадают, и всю зиму остаются зелеными) (Слайд 8)
Кто наблюдательный, тот замечал, что некоторые комнатные растения зимой образуют новые листья, а некоторые из них даже цветут.
Почему так происходит? (Родиной большинства комнатных растений являются жаркие страны, где круглый год - лето, поэтому и зимой человек создает для них примерно такие же условия, как летом, иначе растения бы погибли)
Для чего выращивают эти растения? Зачем они нужны в наших помещениях?
Учебник стр.71 “Живое украшение”.
(Слайд 9) Вывод: Красотой, приятным запахом, спокойной окраской растения радуют нас, помогают поднять настроение. Доказано, что растения на своих листьях задерживают пыль, увлажняют и очищают воздух комнат от вредных газов и даже уничтожают микробов, выделяя особые летучие вещества.
Понаблюдайте за растениями, изображенными на слайде. Что вы заметили? (Слайд 10)
Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?” (Слайд 11)
Но сначала назовите отличительные признаки живых организмов (растут, питаются, дышат, размножаются, умирают).
5. Работа с микроскопом.
- Рассмотри нижнюю сторону листочка через микроскоп с 10-ти кратным увеличением. Сфотографируй нижнюю часть листа.
- Выведи изображение на экран.
- Увидел ли ты отверстия на нижней стороне листа? (Через эти отверстия – устьица, растение дышит; но не только листья участвуют в дыхании растений, а также корень и стебель)
- Какой газ из воздуха берет растение для дыхания? А какой выдыхает?
- Вернись к работе микроскопа.
- Рассмотри разрез стебля растения. Что ты заметил? (На срезе веточки видны трубочки-сосуды)
- Сфотографируй срез с 10 кратным увеличением
- Выведи изображение на экран.
- Для чего служат растению эти трубочки-сосуды? (Для питания - по ним вода с минеральными солями поднимается к листьям, цветам и плодам)
- Рассмотри обе стороны листочка через микроскоп с 10-и кратным увеличением. Сфотографируй ту часть листа, где хорошо видны ярко-зеленые зерна.
- Выведи изображение на экран.
- Обращал ли ты внимание на цвет листьев? Цвет зеленых листьев растений зависит от наличия в них ярко-зеленых зерен. Они могут улавливать свет.
Зеленое растение погибнет без света. Почему? (Оказывается, зеленый лист растения может приготовить себе пищу из воды и воздуха, используя солнечный свет и тепло. Вода, которая всасывается корнями растения из почвы, поступает в листья. В листьях из этой воды и углекислого газа образуется основное питание этого растения. Углекислый газ растение берет из воздуха. Но это происходит только на свету. Вот почему зеленое растение гибнет без солнечного света. Свет нужен растению для “приготовления пищи”. Самое удивительное, что при питании зеленых растений лист усваивает из воздуха углекислый газ и выделяет в воздух кислород. А кислород нужен для дыхания всем живущим на Земле)
Вывод:
Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?” (Слайд тот же).
(Тепло, свет, почва, богатая питательными веществами и воздух)
Разные растения требуют и разного солнечного освещения. Сейчас они сами расскажут о себе. (Дети делают мини-доклады) (Тихомирова стр. 129)
Такие разные растения живут рядом с нами в квартирах, классах. А сможем ли мы создать такие условия, чтобы они могли долго радовать нас своей красотой и приносить нам пользу?
- Прочитайте на странице 71 учебника советы по уходу за комнатными растениями.
6. Формирование умений и навыков по теме.
1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в группах).
- К нам в гости пришел цветовод (один из учеников в роли цветовода). Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.
Цветовод: Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни. Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю. Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной. Не замочите листья, многие растения этого не выносят. Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.
2) Дети работают в группах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке. (Фикус)
7. Итог урока.
(Слайд 12) Вставь пропущенные слова в предложения. Объясни свой выбор:
- Большинство комнатных растений надо ставить ближе к ________
- Вода для полива должна быть______температуры
- Лейку при поливе надо держать_____ над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась
- Рыхлить почву нужно только на _______ и только по_________
- Многие растения нужно ________ водой с помощью специального________
- Один раз в месяц нужно ___________ гладкие крупные листья растений ________
Комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, чистого воздуха, здоровья. Забота о комнатных растениях делает человека добрее. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.
8. Домашнее задание.
Попробуй ты и дома обнаружить в привычных растениях что-то необычное, то, о чем можно, например, завтра в классе всем рассказать. Это непросто! Но ты постарайся: вдруг у тебя это получится. (Слайд 13)