Урок по развитию речи "История листа". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: выработать у учащихся умения и навыки работы над сочинением.

Задачи:

  • создание связного письменного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • вовлечение учащихся в активную творческую деятельность;
  • формирование экологической культуры;
  • совершенствование коммуникативных навыков.

Формы деятельности:

  • участие в учебном диалоге;
  • выразительное чтение;
  • анализ художественного текста;
  • отбор языкового материала;
  • работа с орфографическим словарём.

Ход урока

1. Всматриваемся в краски осени – презентация - слушаем Вивальди “Времена года” (“Осень").

- Почему осенняя тема так востребована в различных видах искусства? Какая она, осень?

- Назовите одно из самых красивых явлений природы, которое мы можем наблюдать осенью.

…Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…

(И.А.Бунин “Листопад”)

1. Как вы нашли свой листок? (Cлушаем друг друга)

2. Какие они, осенние листья? (Отбор языкового материала)

(Хрупкие, тонкие, невесомые, яркие, воздушные…)

На что похожи? (Звёзды (звездопад - листопад), птицы…)

Какие звуки издают? (Шуршат, звенят…)

Как пахнут? Как двигаются? (Летят, кружатся, плывут…)

3. Работа с художественным текстом (презентация).

Беседа по вопросам.

- В чём особенность повествования?

- Какие художественные средства использует писатель? Какова их роль?

- Каково отношение автора к изображаемому?

4. Обсуждение предлагаемых жанров сочинения.

- сочинение-описание;

- рассказ;

- сказка.

5. Выполняем набросок (черновик).

Домашнее задание: оформление работы; подготовка к устному выступлению.