Понятие мерки. Знакомство с сантиметром – единицей измерения длины. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи:

  • создать условия для знакомства учащихся с новой единицей измерения длины – сантиметр;
  • развивать умения: пользоваться изученной единицей измерения, сравнивать, делать обобщения на основе наблюдений;
  • формировать умения работать в группе, паре.

Оборудование: карточки со словами, мерки различной длины, листочки с отрезками для индивидуальной работы, ИКТ.

Развивающая программа Л.В. Занкова.

Ход урока

I. Актуализация знаний (Слайд 1. Презентация)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. И предлагаю взять девиз на уроке: “У меня сегодня всё получится!” (Слайд 2)

- Я сегодня на урок пришла не одна. Со мной вместе пришли герои сказок. А кто именно, узнаете, если отгадаете загадки.

На ней жениться хочет
Слепой и жадный крот.
Мышь над ней хохочет,
А ласточка спасет!
Подскажи мне, Алёночка,
Кто это?.. Дюймовочка (Слайд 3)

- Кто такая Дюймовочка и почему у неё такое странное имя?

- Посмотрите на доску и прочитайте слова. (Локоть, сажень, дюйм, фут, пядь, вершок, ярд, ладонь, аршин)

- Легко было прочитать слова?

- Нет ли среди них родственных слову Дюймовочка? (Дюйм)

- А что такое дюйм?

- Дюйм – старинная русская мера длины. (Слайд 3)

Раз Данило
(В праздник, помнится, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган.
Что ж он видит? - Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

- О каком коньке говорится в этом стихотворении? (Конёк-горбунок) (Слайд 4)

- Какие слова, из расположенных на доске, встретились в тексте? (Вершок, аршин) (Слайд 4)

- А может вы знаете ещё героев сказок, имя которых указывает на их размер? (Мальчик с пальчик) (Слайд 5)

- Как назвать одним словом аршин, дюйм, вершок? (Меры длины) (Слайды 5-7)

- А остальные слова что обозначают?

- А сейчас люди используют эти меры длины? Почему? (Практическая работа - 2 учеников изображают сажень, двое – фут).

- О каких же мерах длины будем вести разговор сегодня на уроке? (Современных) (Слайд 9)

II. Изучение нового материала

- Сейчас вы будете исследователями. Кто такие исследователи?

- Работать будете в группах. Каждая группа получит мерку, при помощи которой вы будете измерять определённые предметы.

Практическая работа по группам.

1 группа – измеряет длину доски большой меркой.

2 группа – длину парты маленькой меркой.

3, 4 группа – верёвки одной длины одинаковой меркой.

5 группа – на доске один отрезок разными мерками.

Проверка.

- Почему получилось разное количество мерок?

- Какой же общий вывод можно сделать? (Для измерения длины нужно пользоваться одной меркой).

- Как вы думаете, настоящие учёные к какому выводу пришли?

- А может, вы знаете, что это за мерка? (Показ полоски длиной 1 см)

- Как называется такая мерка? (Сантиметр) (Слайд 10)

- Где можем посмотреть на сантиметр? (На линейке) (Слайд 11)

- Положите перед собой линейки. Покажите 1 см.

- Измерьте расстояние от 0 до 1 на линейке меркой 1 см, от 5 до 6, от 10 до 11. Значит, 1 см это …

- У вас на партах лежат листочки, на которых начерчены отрезки разного цвета. Меркой длиной 1 см измерьте длину каждого отрезка и рядом запишите число, сколько раз умещается 1 см.

- Проверим.

- Что заметили? Почему получились одинаковые результаты? (Измеряли одной меркой - см).

- Измерьте длину учебника.

- Удобно пользоваться такой меркой? (Нет)

- Как быть? (Использовать линейку). Для измерения длины используют различные инструменты. Какие? (Линейка, рулетка, метр, шагометр, циркуль)

- Как измерить длину отрезка с помощью линейки?

- Попробуйте линейкой измерить длину класса. (Долго, нужен другой инструмент)

- Какой? У нас с вами есть замечательный помощник – наш учебник.

- Обратимся к нему с.13

III. Рефлексия. (Слайд 11)

- Подведём итог нашего урока. У вас на партах лежат две шляпы: зелёная и чёрная. Зелёная шляпа говорит о том, что на уроке было интересно, узнал новое, настроение хорошее. Чёрная шляпа – было скучно, ничего не понял, настроение плохое.

- Побеседуйте в парах, если придёте к одному мнению – покажете одну шляпу, если ваши мнения разойдутся – каждый покажет свою шляпу. Объяснить.

IV. Итог урока. (Слайд 12)