Умножение и деление обыкновенных дробей

Разделы: Математика


Цели.

1. Обобщить и систематизировать материал по теме; обогатить знания; установить связи между теорией и практикой.

2. Научить анализировать, наблюдать и делать выводы. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и их применения в практических заданиях стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду; развивать творческие способности, самостоятельность, организованность, познавательные процессы, память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность, коммуникативные способности; выработать самооценку в выборе пути своей работы и работы товарища.

Содержание темы. Данная тема программы 6 класса по математике учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Организационные формы общения. Коллективно-группо-парно-индивидуальная.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  2. Актуализация опорных знаний. Вопросник, с помощью которого ведётся повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний. (Работа в парах сменного состава).
  3. Обобщение и систематизация знаний. Работа по карточкам, с помощью которой идёт обобщение и систематизация практических умений и навыков по теме.
  4. Диагностика уровня усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий.
  5. Подведение итогов урока с последующей рефлексией.

Ход урока

1. Мотивационная беседа.

Как вы думаете, зачем надо изучать математику? Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово “математика”. “Математика” - знание, наука. Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учёности. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня все ученики вашего класса показали насколько они мудры и сведущи в математике 6 класса. Итак, тема урока “Умножение и деление обыкновенных дробей”, запишите дату и тему урока в тетрадь. Как вы думаете, чем мы с вами займёмся на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

Да, верно, сегодня мы с вами обобщим правила и свойства умножения и деления. А также поработаем коллективно.

2. Актуализация.

У вас есть вопросник. Давайте попробуем ответить на эти вопросы, приводя свои примеры (ответы на первые 7 вопросов).

Вопросы.

  1. Что называется обыкновенной дробью?
  2. Какое число называется смешенным?
  3. Сформулируйте основное свойство дроби.
  4. Что называют сокращение дроби?
  5. Какую дробь называют несократимой?
  6. Как умножить дробь на натуральное число?
  7. Как выполнить умножение двух дробей?
  8. Как умножить смешанные числа?
  9. В чём смысл переместительного свойства умножения?
  10. В чём заключается сочетательное свойство умножение?
  11. Вспомните свойство нуля при умножении.
  12. Вспомните свойство единицы при умножении.
  13. Как найти дробь от числа?
  14. Как умножить смешанное число на натуральное число?
  15. Какие числа называются взаимнообратными?
  16. Сформулируйте правило деления дробей.
  17. Как выполняется деление смешанных чисел?
  18. Как найти число по его дроби?
  19. Вспомни свойство нуля при делении.

Возьмите карточки жёлтого цвета и поработайте в парах сменного состава, то есть сначала в парах как сидите, после выполнения сигнальте “кружком” на парте, а затем найдите нового партнёра (помощь при поиске – это поднятый “кружок”).

3. Обобщение и систематизация знаний.

Теперь давайте поработаем в парах. На каждой парте лежит одна на двоих дополнительная карточка, эти карточки зелёного цвета. Один из вас выполняет первое задание, другой – второе. После решения вы вместе проверяете свою работу. Выполнив задание, нужно поднять руку, я подойду и проверю.

Помните об уважительном и терпеливом отношении друг к другу!

Памятка обучаемого (учителя).

1. Относись к своему партнёру с уважением.

2. Сумей выслушать своего партнёра до конца.

3. Если что-то непонятно задай вопрос.

4. Попробуй самостоятельно выполнить предложенное задание.

5. Если что-то не получается, обращайтесь за помощью.

Памятка обучаемого (ученика).

1. Относись к своему товарищу с уважением.

2. Попробуй доступно, понятно изложить товарищу учебный материал.

3. Если у товарища возникает вопрос, объясни непонятное ещё раз.

4. Проконтролируй выполненное задание, вместе с товарищем разберите и исправьте ошибки.

Затем вы поднимаете сигнальный “кружок”, если увидите сигнал другого цвета поменяетесь партнёрами. Один будет теперь проверяющим, затем меняетесь ролями.

Если ни одна из пар не освободилась, то можно взять карточку с дополнительным заданием – это карточка красного цвета.

4. Диагностика.

(Внимание ребята, посмотрите на меня – улыбнитесь; улыбнитесь соседу и продолжим нашу работу).

Нельзя не признать ту истину, что “если человек хорошо обучен считать, то он имеет важнейшие основы мастерства и умелости”.

Сейчас мы проверим ваше умение умножать и делить обыкновенные дроби. Вам предлагаются задания. Будьте внимательны при выполнении вычислений. Приступайте к выполнению заданий по карточкам оранжевого цвета. Решение записывайте в тетрадь (можно считать устно), а результаты – ответы заносите карандашом в карточку.

Теперь давайте обменяемся карточками в парах и проверим, если верно ставьте подпись. (Одновременно идёт проверка на доске по большим карточкам)

5. Итог.

Работа парами по кругу.

1. Учащиеся становятся в два круга (концентрические) лицом друг к другу.

2. Обмениваются информацией по изучаемой теме.

3. Через 30 секунд переходят к другому участнику (переход по кругу).

4. Обмениваются информацией и так далее.

5. После того как все участники пройдут круг, одного учащегося спрашивают о полученной им новой информации по проблеме.

6. Ученик отмечает, кто по его мнению, дал самую интересную информацию.

Информация по следующим вопросам:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Понравился урок? (Почему?)
  3. Что необходимо изменить, чтобы было ещё интереснее?

Вы замечательно поработали. Помните слова французского инженера физика М. Лауэ: “Образование есть то, что остаётся, когда всё изученное уже забыто”. Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором мы живём.

Перед тобой открыты все дороги,
Как много от судьбы своей ты ждёшь,
Но помни и школьного порога
О том, что ты посеешь, то пожнёшь.

Спасибо за урок!