Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по теме "Металлы";
- продолжить работу по развитию познавательной активности учеников;
- вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, объяснять ход эксперимента.
Подготовка к уроку: класс делится на три команды. В каждой команде выбирается "вратарь" (ученик с глубокими знаниями), "защитники" (ученики с глубокими и средними знаниями), а также "нападающие" (ученики со слабыми знаниями).
С первого урока изучения темы " Металлы" школьники готовятся к семинару. " Вратари" готовят свои команды. Учитель работает с " вратарями". Подготовка идет по вопросам, которые учитель вывешивает в классе.
Правила игры: матч состоит из разминки, теоретического тайма, личного зачета - тестирования, тайма загадок, практического тайма, расчетного тайма. Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них. На заданный вопрос первыми в команде отвечают "нападающие" и получают за правильный ответ 4 балла. Если "нападающие" не смогут ответить на данный вопрос, он передается "защитникам" (за ответ -3 балла), а если и они не ответили, то на вопрос отвечает уже "вратарь", но получает за ответ 2 балла.
За дополнения команда может получить 1 балл. Если на вопрос никто в команде не ответил, ей засчитывается гол. Каждая команда сидит отдельно, за своим столом.
Для проведения урока - соревнования представляется жюри из старшеклассников.
Ход урока
1. Организационный момент
2. "Разминка"
"Разминка" проводится в виде викторины одновременно со всеми командами. В "разминке" за правильный ответ любой игрок получает 1 балл, за дополнение - 0,5 балла. Кто быстрее поднимет руку, тот и получает право ответа.
Викторина " Металлы".
- Если бы существовал приз за активность, то атомам какого металла его присудили бы?
- Какой из металлов в глубокой древности называли "небесной медью" и почему?
- Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно - кишечными заболеваниями, чем солдаты?
- На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?
- Что означает выражение: "Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу"?
- Какой из металлов может " болеть чумой"? Что вам известно об этом?
- Гуси спасли Рим, а погубил Рим по мнению токсикологов, металл. Какой это металл? Что вы об этом знаете?
- Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им из блестящего , как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому было неповадно производством "опасного" металла. Из какого металла была изготовлена чаша?
- В начале века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица - яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы увидеть свет. Корпус яхты был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво - сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?
- Алхимики утверждали:
"Семь металлов создал свет
По числу семи планет:"
Назовите эту "великолепную семерку".
Ответы на вопросы.1.Цезий. 2.Железо. 3. Посуда офицеров была изготовлена из серебра. 4. Ртуть обладает способностью растворять металлы, в том числе и золото. 5. Железо и сталь превращаются в ржавчину в процессе коррозии. 6. Олово "болеет" "оловянной чумой". 7. Свинец. 8. Алюминий. 9. Произошла химическая коррозия.10. Солнце - золото, Луна - серебро, Марс - железо, Меркурий - ртуть, Юпитер - олово, Венера - медь, Сатурн - свинец.
Теоретический тайм
1. Как металлы расположены в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
2. В чем состоит сходство атомов металлов? В чем различие атомов металлов? (Общие черты и различия покажите на примере металлов I группы главной подгруппы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева).
3. Какой тип связи характерен для металлов?
4. Что вы знаете о кристаллических решетках металлов?
5. На основании знаний о кристаллическом строении металлов объясните, почему металлы:
а) проводят электрический ток;
б) хорошо проводят теплоту;
в) обладают пластичностью;
г) обладают металлическим блеском?
6. Какие виды сплавов вам известны? Почему сплавы существенно отличаются свойствами от составляющих их металлов?
7. Какие общие химические свойства характерны для металлов?
8. Что показывает электрохимический ряд напряжений металлов? Почему в этот ряд включен водород?
9. Какой из металлов - медь, цинк или ртуть - может вытеснить свинец из раствора его соли?
10. В каком виде металлы находятся в природе?
11. Даны пары соприкасающихся металлов: медь и железо, цинк и медь, железо и цинк, опущенные в раствор соляной кислоты. Какой из металлов в каждой паре будет разрушаться? Напишите уравнения реакций,
12. Какие реакции являются качественными на ионы железа Fе2+ и Fе3+?
Личный зачет - тестирование
Выполняет каждый участник команды
Тест проверяет и оценивает жюри.
Баллы, набранные участниками команды суммируются и засчитываются команде
1 вариант
1. Тип связи в металлах:
1. ионная 2. ковалетная 3. металлическая 4.водородная
2. Выбрать щелочной металл:
1.калий 2.кальций 3.железо 4.алюминий
3. Выбрать самый легкий металл:
1.натрий 2.калий 3.литий 4.магний
4. Выбрать жидкий металл:
1.алюминий 2.магний 3.ртуть 4.железо
5. Выбрать правильное утверждение:
1.металлы - восстановители
2.металлы - окислители
3.металлы окислители и восстановители
2 вариант
1.Кристаллическая решетка металлов:
1.атомная 2.ионная 3.молекулярная 4.металлическая
2.Выбрать щелочноземельный металл:
1.магний 2.алюминий 3.кальций 4.железо
3.Выбрать самый тяжелый металл:
1.осмий 2.алюминий 3.свинец 4.железо
4.Выбрать самый пластичный металл:
1.железо 2.калий 3.натрий 4.золото
5.Частицы в узлах кристаллической решетки металлов:
1.атомы 2.катионы 3.атомы и катионы
3 вариант
1. Частицы в узлах кристаллической решетки металлов:
1.атомы 2.катионы 3.атомы и катионы
2. Выбрать щелочной металл:
1.алюминий 2.кальций 3.натрий 4.магний
3. Выбрать наиболее электропроводный металл:
1.магний 2.алюминий 3.золото 4.железо
4. Выбрать самый твердый металл:
1.вольфрам 2.железо 3.алюминий 4.магний
5. Выбрать правильное утверждение:
1.металлы имеют сравнительно большой радиус
2.металлы имеют сравнительно маленький радиус
Ответы:
1 вариант
1 - 3,2 - 1,3 - 3,4 - 3,5 - 1
2 вариант
1 - 4,2 - 3,3 - 1,4 - 4,5 - 3
3 вариант
1 - 3,2 -3,3 - 3,4 - 1,5 - 1.
Загадки
1.
Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всей стране родной. (Железо.)
2.
Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нем.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит,
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все что ценно, что блестит. (Золото.)
3.
Если его соединенья
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле,
Таким в дворцах почет и честь. (Кальций.)
4.
Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она.
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос,
Но может побелеть порой,
Когда? Ответьте на вопрос. (Медь.)
5.
Находится в морской воде.
Он - спутник кальция везде.
Свободный, легкий и горючий.
Фотографам известен он.
Не очень твердый и тягучий,
Он - главный в сплаве электрон. (Магний)
6.
Живет в обычном керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате - отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его. (Натрий.)
7.
Типичен в сплавах как металл,
А соль его - цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет. (Марганец)
8.
Прошу назвать этот металл,
Который в ряд важнейших стал.
Он удивленье в человеке
Своими свойствами рождал.
Из глины был получен в прошлом веке,
Девиль же серебром его назвал. (Алюминий)
Практический тайм.
Каждой команде дается задание.
Команда смотрит опыт на экране и записывает уравнение реакции.
- Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой
- Опыт 2. Взаимодействие цинка с серной кислотой
Расчетный тайм.
Каждая команда получает текст задачи, которую решает на время.
4 балла получает та команда, которая первой правильно решит задачу, следующая - 3 балла и последняя - 2 балла
Задача.
Какой объем водорода может быть получен при растворении в воде 5 г металлического натрия, содержащего 5% примеси?
Подведение итогов урока.
Проводится путем подсчета баллов, заработанных командой. Это делает жюри и объявляет победителей.