Цель: формирование здорового образа жизни, привитие навыков здорового питания младших школьников.
Задачи:
- Познакомить с основными компонентами правильного питания, их ролью в жизни человека.
- Способствовать формированию дружного коллектива.
- Прививать навыки здорового образа жизни.
1. Вступительное слово.
- Мы продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня мы посвящаем наш урок здоровому питанию.
- Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?
- Чем питается человек?
- Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться?
(на доске таблица "Органы пищеварения")
- Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается ее переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам.
- Какая пища полезна, а какая вредна, нам помогут вспомнить команды 3 классов.
-Представление команд: название, девиз.
2. Конкурс "Собери пословицу".
- Без пищи человек может прожить не более 40 суток. Это известно каждому. Соберите пословицу и объясните ее значение, когда так говорили.
1) обед, нужен, и, ужин, всякому, и (Всякому нужен и обед, и ужин)
2) помогает, калач, больному, врач, голодному, а (Больному помогает врач, а голодному - калач)
3. Конкурс загадок "Ты - мне, я - тебе".
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.
Отгадайте загадки.
Промеж гор Печор
Лежит бык печен,
А в брюхе мак толчен,
А в боку нож вострен. (пирог)Сидит барыня в ложке,
Свесив ножки. (лапша)Чистое небо, да не вода,
Клейкое, да не смола,
Белое, не снег,
Сладкое, да не мед,
От рогатого берут,
Малым детям дают. (молоко)Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (мука)Всем к обеду нужен, а не всякий сделает. (хлеб)
Белый тулупчик сшит без рубчика. (яйцо)
- А теперь загадки об овощах и фруктах загадают команды друг другу.
- Чем полезны овощи и фрукты?
- Слово витамин придумал американский ученый - биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество ("амин") , содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita ("жизнь") с "амин", получилось слово "витамин". Детям надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.
4. Аукцион "Молочные продукты".
Молоко - такой знакомый продукт. А знаете ли вы , какие продукты можно сделать из молока? Объявляется аукцион молочных продуктов. Кто последним назовет молочный продукт, тот получит приз. Эта игра для всех: и болельщиков, и игроков.
5. Игра "Что укрепляет здоровье, а что - разрушает".
- Выберите только те продукты, которые полезны для здоровья.
Рыба | морковь |
Кефир | лук |
Чипсы | капуста |
Пепси | шоколадные конфеты |
Геркулес | яблоки |
Подсолнечное масло | груши |
Жирное мясо | лапша быстрого приготовления |
Торты | |
"Сникерс" |
6. Интеллектуальная викторина.
1. Как определить, жирная ли пища? ( взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т.д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 10-15 минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно.)
2. Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется: (простокваша)
3. Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета:.(творог)
4. Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа 2, то получится: (топленое молоко)
5. Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится: (варенец)
6. Угадайте растения.
Это растение привезено из Мексики в 1510 году. Из семечек делают золотистое масло, а из шелухи получают вещество для изготовления пластмассы. Оно похоже на солнце, поэтому его называют "цветок солнца". (подсолнух)
7. Это растение родом с побережья Средиземного моря. Его называют "каратон", потому что оно содержит желто-оранжевый каротин, из которого получают витамин А. в переводе его название означает "желтая репка". (морковь)
8. При строительстве знаменитых пирамид фараоны Древнего Египта кормили своих воинов и рабов этим растением, чтобы они были сильными и не болели. И сейчас он в почете: и зелененький в салате, и поджаренный в борще. В нем много витамина С. (лук)
9. Родственник лука. Его название происходит от слова "честарь", так как каждая головка состоит из отдельных зубчиков. В древности многие его не признавали из-за острого запаха. Но этот запах лечебный, он убивает вредные микробы. (Чеснок)
10. Это растение из далекой Индии. Оно любит тепло и влагу. Для этого у него есть усики, чтобы забираться в чащу травяную. Оно зеленое, самый вкусный и в салате, малосоленый, особенно с молодой картошечкой. (огурец)
11. Следующее растение родом из Америки. Своим появлением в Европе оно обязано англичанину Френсису Дрейку - известному мореплавателю и пирату. Ему даже стоит памятник в одном немецком городе. Миллионы земледельцев благословляют его бессмертную память. Ценный дар спасает бедных от голода и облегчает их горькую судьбу. А вот в России заморскую диковину поначалу звали "чертово яблоко". Потом это растение прижилось и получило большое распространение. Его название произошло от испанского "тартуфоль". (картофель)
12. Это растение родом из Южной Америки. Затем оно попало в Италию, где его называли золотым яблоком. А самое древнее название -"томатль" дали ему индейцы Перу, что в переводе означает "крупная ягода". (промидор)
Какие блюда вы могли бы приготовить из этих продуктов? Запишите. Кто больше в течение 2 мин вспомнит блюд с этими растениями.
7. Инсценировка. Домашнее задание.
Ведущий.
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
Мама. Съешь яичко, Юлечка!
Юля. Не хочу, мамулечка!
Мама. Съешь с колбаской бутерброд.
Ведущий. Юля прикрывает рот.
Мама. Супик?
Юля. Нет.
Мама. Котлетку?
Юля. Нет.
Ведущий. Стынет Юлечкин обед.
Мама. Что с тобою, Юлечка?
Юля. Ничего, мамулечка.
Бабушка.
Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек.
Пожалей нас, Юлечка!
Юля. Не могу, бабулечка!
Ведущий.
Мама с бабушкой в слезах -
Тает Юля на глазах.
(Мама берет градусник. Вбегает доктор и отнимает градусник)
Доктор.
Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она
Безусловно не больна.
А тебе скажу, девица:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
(Выходят овощи).
Юля в удивлении ходит среди овощей.
Юля. Сколько овощей! А для чего они?
Доктор.
Я подскажу тебе:
Овощи и фрукты
Любят бабушки и дети
И все-все на свете.
Юля.
Кто из вас, из овощей,
И вкуснее, и нежней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Свекла.
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Ешь сама и угощай -
Лучше свёклы нету!
Капуста.
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Морковь.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем.
Картофель.
Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала,
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Юля.
Так кто из вас, из овощей,
И вкуснее, и нежней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Доктор.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключенья!
В этом нет сомненья!
Гигиена и здоровье,
Спорт, закаливание, труд,
Травы, овощи и фрукты
Рука об руку идут.
Юля.
Начинаю понимать.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот,
Значит, надо подлечиться,
Значит, путь - на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Дети.(хором).
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда -
Важнейшее условие.
Юля.
Спасибо.
Я здоровье сберегу,
Сама себе я помогу.
Ведущий. И сказала громко Юля:
Юля. Накорми меня, мамуля!
8. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги.
Чтобы вы не забывали о тех правилах здорового питания, которые сегодня вспомнили и узнали, каждый получит памятку "Как правильно питаться".
Памятка.
- Воздерживайтесь от жирной пищи.
- Остерегайтесь очень острого и соленого.
- Сладостей тысячи, а здоровье - одно.
- Овощи и фрукты - полезные продукты.
- Главное - не переедайте.
- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
- Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
- Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
- Совет мамам, бабушкам, когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.