Закрепление правописания сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
  • формировать навыки грамотного, безошибочного письма;
  • развивать находчивость, сообразительность;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация, учебники для 1 класса “Русский язык” (автор Т.Г.Рамзаева).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб грамотными быть,
Много надо нам учить.

II. Минутка чистописания.

Жи, ши, чк, чн, нч. (Слайд 2)

III. Постановка проблемы.

- Ребята, над чем мы с вами будем работать на уроке?

- Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. Урок будет не простым. К нам пришли гости – герои сказок, они предлагают поиграть с ними в игру «Что? Где? Когда?». Наши гости будут задавать нам вопросы, предложат выполнить задания и узнают, умеем ли мы писать слова с этими сочетаниями. Ну а если есть герои, задающие вопросы, то вы будете знатоками. Самые лучшие, ответившие правильно на вопросы и выполнившие задания, получат приз - хрустальную сову. (Слайд 3)

IV. Работа по теме урока.

Словарная работа.

- Ребята, догадайтесь, кто пожаловал к нам на урок:

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белою в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.) (Слайд 4)

- Василиса Премудрая хочет загадать нам загадки. Нужно отгадать и правильно записать отгадки:

Мы проворные сестрицы-
Быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим.
В снег - бежим.
Вот такой у нас режим. (Лыжи)

Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу? (Очки)

Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко. (Жираф)

- Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

- В каком слове есть сочетание ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ?

-Как пишутся эти сочетания?

Вывод: согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

- Ребята, дружат ли ЧК, ЧН с мягким знаком?

- Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЧК, ЧН. Как пишутся эти сочетания?

Вывод: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.

V. Закрепление.

1. Наблюдение над словами с сочетаниями ЖИ, ШИ.

- Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это:

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.) (Слайд 5)

- Против вас играет Красная Шапочка:

- Прочитайте задание. Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетания ЖИ или ШИ. Выделите орфограмму. (У шиповника красивые цветы. У нас живет собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.) (Слайд 6)

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

- Спиши последнее предложение, подчеркните главные члены предложения.

- Проверим.

- Какие еще орфограммы вы встретили, выполняя это задание? (Правописание предлогов; заглавная буква в именах собственных; начало предложения.)

2. Физкультминутка.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.

3. Наблюдение над словами с сочетаниями ЧУ, ЩУ.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит). (Слайд 7)

- Против вас играет Доктор Айболит:

- К данным словам подберите слова близкие по значению.

Внимательный-

Изумительный-

Грязный-

Скучаю-

Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий, отзывчивый, чудный.

- Назовите орфограммы. Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ? (Слайд 8)

4. Работа со словами с сочетанием ЧК, ЧН.

Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола". (Золушка.) (Слайд 9,10)

- Против вас играет трудолюбивая Золушка:

- Измените выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.

I вариант II вариант
Кормить белку. Красивая свеча.
Выпить молока.      Нарисовать собаку.
Доброе сердце. Поймать щуку.

- Проверим. (Выходят к доске друг за другом и пишут слова.)

- Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?

- Какое значение придает сочетание ЧК словам? (Уменьшительно- ласкательное.)

- Составьте предложение с одним из слов. (Ученики составляют предложения.)

5. Работа по учебнику.

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился ... (колобок). (Слайд 11)

- Колобок предлагает вам открыть учебники на странице 74 (упр. 110). (Слайд 12)

   о  ч  к  а
   о  ч  к  а
     о  ч  к  а
   о  ч  к  а
   о  ч  к  а

Узнайте слова. (Разгадывание кроссворда: дочка, почка, точка, бочка, кочка, мочка, ночка).

VI. Обобщение.

- Обобщим наши полученные знания. Ответим на вопросы (блиц опрос):

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ

- Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?

- Сочетания ЧУ, ЩУ?

- Сочетания ЧК, ЧН

VII. Итог урока.

- Все мы дружно поработали, ответили на вопросы наших героев, а теперь подведем итог. (Самым лучшим вручается «сова».) (Слайд 13)

- Молодцы, ребята.

Источники:

  1. http://www.google.ru/imglanding?q=василиса+премудрая&um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&sa=X&rls=org.m
  2. http://www.google.ru/imglanding?q=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%88%D0
  3. http://www.google.ru/imglanding?q=доктор+айболит&um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&sa=X&rls=org.mozilla:ru:officia
  4. http://www.google.ru/imglanding?q=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0&um=1&hl=ru&newwindow=1&clie
  5. http://www.google.ru/imglanding?q=колобок&um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&sa=X&rls=org.mozilla:ru:offici