Цели урока:
- формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
- формировать навыки грамотного, безошибочного письма;
- развивать находчивость, сообразительность;
- расширять кругозор;
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация, учебники для 1 класса “Русский язык” (автор Т.Г.Рамзаева).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб грамотными быть,
Много надо нам учить.
II. Минутка чистописания.
Жи, ши, чк, чн, нч. (Слайд 2)
III. Постановка проблемы.
- Ребята, над чем мы с вами будем работать на уроке?
- Сегодня мы продолжим работу над правописанием слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. Урок будет не простым. К нам пришли гости – герои сказок, они предлагают поиграть с ними в игру «Что? Где? Когда?». Наши гости будут задавать нам вопросы, предложат выполнить задания и узнают, умеем ли мы писать слова с этими сочетаниями. Ну а если есть герои, задающие вопросы, то вы будете знатоками. Самые лучшие, ответившие правильно на вопросы и выполнившие задания, получат приз - хрустальную сову. (Слайд 3)
IV. Работа по теме урока.
Словарная работа.
- Ребята, догадайтесь, кто пожаловал к нам на урок:
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белою в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая.) (Слайд 4)
- Василиса Премудрая хочет загадать нам загадки. Нужно отгадать и правильно записать отгадки:
Мы проворные сестрицы-
Быстро бегать мастерицы.
В дождь - лежим.
В снег - бежим.
Вот такой у нас режим. (Лыжи)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
Коромысло на носу? (Очки)
Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко. (Жираф)
- Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.
- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?
Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
- В каком слове есть сочетание ЧА или ЩА, ЧУ или ЩУ?
-Как пишутся эти сочетания?
Вывод: согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.
- Ребята, дружат ли ЧК, ЧН с мягким знаком?
- Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЧК, ЧН. Как пишутся эти сочетания?
Вывод: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.
V. Закрепление.
1. Наблюдение над словами с сочетаниями ЖИ, ШИ.
- Вот наш следующий гость, отгадайте, кто это:
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.) (Слайд 5)
- Против вас играет Красная Шапочка:
- Прочитайте задание. Выпишите из предложений только те слова, в которых есть сочетания ЖИ или ШИ. Выделите орфограмму. (У шиповника красивые цветы. У нас живет собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.) (Слайд 6)
- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?
- Спиши последнее предложение, подчеркните главные члены предложения.
- Проверим.
- Какие еще орфограммы вы встретили, выполняя это задание? (Правописание предлогов; заглавная буква в именах собственных; начало предложения.)
2. Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
3. Наблюдение над словами с сочетаниями ЧУ, ЩУ.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит). (Слайд 7)
- Против вас играет Доктор Айболит:
- К данным словам подберите слова близкие по значению.
Внимательный-
Изумительный-
Грязный-
Скучаю-
Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий, отзывчивый, чудный.
- Назовите орфограммы. Как пишутся сочетания ЧУ, ЩУ? (Слайд 8)
4. Работа со словами с сочетанием ЧК, ЧН.
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола". (Золушка.) (Слайд 9,10)
- Против вас играет трудолюбивая Золушка:
- Измените выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.
I вариант | II вариант |
Кормить белку. | Красивая свеча. |
Выпить молока. | Нарисовать собаку. |
Доброе сердце. | Поймать щуку. |
- Проверим. (Выходят к доске друг за другом и пишут слова.)
- Как пишутся сочетания ЧК, ЧН?
- Какое значение придает сочетание ЧК словам? (Уменьшительно- ласкательное.)
- Составьте предложение с одним из слов. (Ученики составляют предложения.)
5. Работа по учебнику.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился ... (колобок). (Слайд 11)
- Колобок предлагает вам открыть учебники на странице 74 (упр. 110). (Слайд 12)
о | ч | к | а | |
о | ч | к | а | |
о | ч | к | а | |
о | ч | к | а | |
о | ч | к | а |
Узнайте слова. (Разгадывание кроссворда: дочка, почка, точка, бочка, кочка, мочка, ночка).
VI. Обобщение.
- Обобщим наши полученные знания. Ответим на вопросы (блиц опрос):
- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ
- Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?
- Сочетания ЧУ, ЩУ?
- Сочетания ЧК, ЧН
VII. Итог урока.
- Все мы дружно поработали, ответили на вопросы наших героев, а теперь подведем итог. (Самым лучшим вручается «сова».) (Слайд 13)
- Молодцы, ребята.
Источники:
- http://www.google.ru/imglanding?q=василиса+премудрая&um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&sa=X&rls=org.m
- http://www.google.ru/imglanding?q=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%88%D0
- http://www.google.ru/imglanding?q=доктор+айболит&um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&sa=X&rls=org.mozilla:ru:officia
- http://www.google.ru/imglanding?q=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0&um=1&hl=ru&newwindow=1&clie
- http://www.google.ru/imglanding?q=колобок&um=1&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&sa=X&rls=org.mozilla:ru:offici