Научно-исследовательская деятельность учащихся в модели личностно ориентированного образования

Разделы: Математика


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски, явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности.

Организация исследовательской работы школьников – это, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

С точки зрения педагогики, современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учащихся должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования — именно в этом случае в процессе ее организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников. Образование должно не только успевать за развитием науки, но и, прежде всего, стать ведущим инструментом самоосознания, самообразования, саморазвития, самореализации, формирования индивидуальности и личности. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным.

Под личностно-ориентированным образованием понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты.

Целью такого образования является: развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости.

В процессе обучения учитываются: ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.

Сравнительные особенности традиционного и личностно-ориентированного образования:

  Традиционный в знаниевой модели Современный в личностно-ориентированной модели
Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности
Интегральная характеристика «Школа памяти» строится на традиционных основах:
  • классно-урочной системе обучения, с преобладанием иллюстративно-объяснительного метода
  • фронтальной форме организации учебного пространства
  • контроле и опросе репродуктивного типа

В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».

«Школа развития» ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.

Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.

Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект-объектный Субъект-субъектный
Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди»
Характер и стиль взаимодействий Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации Фронтальные, индивидуальные Парные, групповые, коллективные
Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные:
  • проблемного изложения
  • частично поисковый, эвристический
  • исследовательский
Ведущий принцип «продавливания» «выращивания»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
«Формула общения» Знания-репродуктивная деятельность Проблемная деятельность – рефлексия
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой деятельностью учащихся
Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, личностному росту

 В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями!

С точки зрения педагогики, важно организовать исследовательскую деятельность таким образом, чтобы она максимально полно реализовывала заложенные в ней образовательные потенциалы.

Под исследовательской стратегией надо понимать последовательность внутренних мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию исследовательского результата

С точки зрения внутренней организации учебное исследование школьника является целенаправленной деятельностью. Как и любая другая деятельность подобного рода, она связана со следующими составляющими:

  • Внутренним представлением цели
  • Мотивацией
  • Критериями достижения цели и организацией процесса
  • Основными операциями и действиями, направленными на реализацию цели
  • Последовательность операций и действий
  • Контролем за исполнением операций и получением промежуточного результата
  • Фиксацией результата деятельности.

В нашей школе данный вид работы присутствует уже несколько лет, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и количество педагогов работающих с ними. Конечно, не у всех ребят это получается, т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:

  • Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
  • Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
  • Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что:

Педагог, занимающийся подобной деятельностью, тоже должен обладать определенными компетентностями:

  • Педагог должен сам быть творческой личностью.
  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием.
  • Педагог должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.
  • Педагог должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося.
  • Педагог должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

Хотя не обходится и без проблем. Проблемами исследовательской работы в школе считаю:

  • Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело, занимающее много времени и сил.
  • Стимулирование инновационной деятельности педагогов.
  • Участие в конкурсах требует больших денежных затрат.
  • Практическое использование полученных результатов.
  • Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.
  • Работа со средствами массовой информации.

Ну уж если взялся, то для начала работы необходимо определиться с учащимися с основными моментами исследования и познакомить их с этапами работы над научным исследованием:

  • В соответствии со своими интересами выбрать тему.
  • Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
  • Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
  • На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
  • На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
  • Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Считаю, что именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности школьников: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность.

Значение научно-исследовательской работы для учащихся:

  • Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися.
  • Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
  • Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
  • Развивает личностные качества учащихся.
  • Влияет на выбор будущей профессии учащихся.

Сравнение особенностей организации исследовательской деятельности школьников в знаниевой и личностно-ориентированной моделях

  Исследовательская деятельность в знаниевой модели Исследовательская деятельность в личностно-ориетированной модели
Цель исследовательской деятельности Получение навыков исследовательской деятельности, развитие активности, конкретные результаты работы. Развитие личностного своеобразия «Я — исследователь», механизмов рефлексии, познавательных стратегий, самообучения и личностного опыта.
Способ приобщения Побуждение взрослым.

Лекции о пользе исследовательской деятельности.

Эпизодическое участие во внешних мероприятиях исследовательской деятельности

Вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области, личное участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками-исследователями в школьном научном обществе.

Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией.

Основные средства Обучение исследовательской деятельности по ходу исследования.

Выполнение исследования по внешне заданному образцу этапов организации научного исследования

По ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю/научному руководителю о собственной работе.

Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования.

Совместный поиск педагога/научного руководителя и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии

В ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя/научного руководителя и ученика. Периодически организуется полилог со сверстниками-исследователями.

В ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика.

Особенности организации этапов научного/учебного исследования Четкое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследования.

Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов.

Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определяется научным руководителем.

План исследовательской деятельности зачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследования.

Эксперимент нацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу для обеспечения позитивных результатов.

Вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика.

Тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с научным руководителем.

Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования, согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток.

План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности.

Эксперимент предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента.

Особенности организации обратной связи Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов. Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции.

Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению.

Результаты исследовательской деятельности Результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах. Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!).
Использование приобретенного опыта в дальнейшем Предполагается, что полученный опыт организации исследования будет использован ребенком «во взрослой жизни»: институте, будущей профессиональной и научной деятельности. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

Подобная работа позволяет ребенку осознать целый комплекс собственных микростратегий, совершенствовать макростратегию в целом, обменяться стратегиями или их элементами с одноклассниками, оптимизировать процесс познания. Такая деятельность позволяет юному исследователю самосовершенствоваться и приводит к тому, что он обучается учиться и исследовать. Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные его достижения, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения.

Система организации исследовательской деятельности построена так, что у учащегося обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты своего опыта, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития. Результаты осуществления такого рода проделанной работы обеспечивают существенный рост в способностях к исследованию, обучению и развитию, а в конечном итоге — к качественно иной личностной самореализации!