Цели:
- Расширить представление об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;
- Развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Задачи:
- знать принципы построения и повторения орнамента;
- развивать навык построения композиции и сюжета;
- воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.
Оборудование:
- для учителя: компьютерная презентация об орнаменте, объекты ДПИ - полотенца, деревянная расписная посуда.
- для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, цветные шаблоны греческих ваз и силуэты женских сарафанов, простые карандаши, таблицы греческих элементов (меандры).
Ход урока
Орг. момент.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ль предметы правильно лежат?
Все ли на учителя внимательно глядят?
Беседа об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении по слайдам презентации.
Слайд 1. Тема нашего урока - орнамент. Сегодня мы вспомним, что такое орнамент, его видах, элементах, назначении и применении.
Слайд 2. Что такое орнамент? (ответы обучающихся)
Орнамент (от лат. - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Слайд 3. Каково же предназначение орнамента? (ответы обучающихся)
Орнамент нужен для украшения различных предметов, текстильных изделий, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств и для украшения самого человека (татуировки, бодиарт - искусство тела, авангардное направление, возникшее в 60-х годах, рисуют хной).
Слайд 4. Какие же виды орнамента вам известны? (ответы обучающихся)
Основные виды: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
Слайд 5. Задание: вам будут представлены изображения, а вы должны определить, к какому виду орнамента относится и почему? (ответы обучающихся)
Слайд 6. Я не зря обратила ваше внимание на орнаменты, которые используются в греческих предметах и в народной вышивке, т.к. в практической части урока, мы будем выполнять роспись греческой вазы и женских народных сарафанов.
Постановка художественной задачи.
Мы с вами разделимся на 2 группы: мальчики и девочки. Мальчики будут выполнять роспись греческих ваз, а девочки - женских костюмов.
Слайд 7. Давайте вспомним основные типы орнаментов: орнамент в полосе, замкнутый и сетчатый (раппортный), также может быть: одноцветным (монохромным) и многоцветным (полихромным).
Слайд 8. Также Меандр - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломаной под прямым углом линии. Меандр получил свое название по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием.
Практическая работа
Перед вами шаблоны ваз и сарафанов, вы обводите их и завершаете образ. Мальчики, расписывают вазы, а девочки - сарафаны, используя различные виды орнамента, создаете индивидуальные орнаменты.
И не забывайте о композиции - расположении орнамента и цветовой гамме.
Выставка работ.
Звучит фрагмент греческой мелодии, выставляются работы мальчиков, анализ и оценка.
Звучит фрагмент русской народной мелодии, выставляются работы девочек, анализ и оценка.
Итог
- Как звучала тема урока?
- Какие виды орнамента вспомнили?
- Зачем нам нужно знать орнаменты древности?
- Чтобы развивать эстетический вкус и видеть красоту в простых вещах.
И не зря говорят, человек не знающий своего прошлого, не имеет будущего!!!
Дом задание.
Найти иллюстрации с орнаментом в интерьере.