Цели урока:
- Закрепить первоначальные знания об окружности и круге.
- Сформировать понятие окружности и круга, радиуса и диаметра.
- Рассмотреть соотношение между диаметром и радиусом окружности и круга.
- Закрепить навык в построении окружности и круга по его радиусу и диаметру, навык в определении принадлежности точек окружности и круга.
- Сформировать навыки точного и аккуратного построения фигур и уметь перенести получившие знания в реальную жизнь.
Ход урока
I. Повторение
Устные вычисления:
1. Назовите неправильную дробь: и .
2. Найдите от 21.
3. Чему равно число, которого составляют 12 рублей.
4. Найдите значение .
5. Найдите наибольшую дробь:
6. При каком наибольшем значении m дробьбудет являться правильной?
7. Какая из дробей больше единицы?
Ребята, выпишите правильные ответы и укажите соответствующие им буквы, отгадайте получившееся слово.
О – 3 | Л – 18 |
У – 9 | К – |
П – | С – |
Х – | Т – 18 |
А – 21 | Е – 8 |
Д – 10 | В – 49 |
Какое слово вы составили? ( ХУЛАХУП)
Кто знает значение этого слова? Да, действительно “обруч”.
Тема урока связана с этим словом. Кто сможет назвать тему урока?
Так вот, действительно, тема урока “Окружность и круг”.
II. Актуализация знаний.
1)
– Ребята, в начальной школе вы строили окружность. Как же ее построить?
– С помощью какого инструмента можно построить окружность? (транспортир).
– Постройте окружность произвольного радиуса.
– А теперь постройте круг.
– Как же его построить?
– Чем окружность отличается от круга?
– Возьмите в руки окружность.
– А теперь круг (с помощью ножниц вырезают круг из бумаги).
– Почему не можете взять в руки окружность?
Запишите определение окружности и круга.
1. Окружность – это множество точек, равноудаленных от одной и той же точки (центра).
2. Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Так почему же вы не можете взять в руки окружность, а круг – можете?
Приведите примеры окружности и круга из жизни:
1 вариант | 2 вариант |
кольцо | крышка |
обруч | блин |
пяльцы | диск |
колесо | и т.д. |
2) Построение окружности и круга. Объясняет учитель.
Что вы можете сказать о соотношении радиуса и диаметра окружности?
M K d= 2r (определяют ученики)
3) Работа у доски.
Ученик выполняет задание:
- Постройте круг с центром в точке А;
- Как показать отличие круга от окружности;
- Постройте радиус АВ и диаметр СД.
III. Закрепление нового материала.
1) 1. Радиус окружности равен 3см. Найдите диаметр окружности и постройте ее.
2.Диаметр круга равен 8дм. Постройте круг.
2) Работа по вариантам. Два ученика работают на обратной стороне доски
1 вариант выбирают модель круга (диск), 2 вариант – модель окружности (пяльцы). Учащиеся определяют принадлежность точек и отрезков.
1 вариант | 2 вариант | ||
1 | Постройте центр в точке | Р | Д |
2 | Постройте принадлежащую точку | М | В |
3 | Постройте диаметр | ТК | АС |
4 | Постройте не принадлежащие точки | N | F |
Проводится проверка выполнения по вариантам,
IV. Задание на дом
(с комментариями).V. Итог урока.
Подводится итог урока. Выставляются оценки.