Цель: установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому саду.
- Проблемы адаптации детей к ДОУ.
- Типичные ошибки родителей.
- Способы уменьшить стресс ребёнка.
- Анкета – знакомство.
Игра “Давайте поздороваемся” - снятие напряжения, установление доброжелательной атмосферы (ходьба по комнате, здороваясь со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым образом:
- на хлопок – здороваться за руку и произносить любое приветствие;
- на свисток – здороваться плечиком, произносить “добрый вечер”;
- на звук бубна – молча здороваться спинками.
1) С приходом ребёнка в ДОУ его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д.)
Адаптация, т.е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к её условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированности, т.е. совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стрессу)
Выделяется два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей до 3,5-4 лет: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Период адаптации требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Активное сотрудничество педагогов ДОУ с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, неизвестных людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на д/с плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в д/с с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима. Ребёнок до 3-х лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В д/с приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим для ребёнка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.
2. Отрицательное первое впечатление от посещения д/с. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в ДОУ.
3. Психологическая неготовность ребёнка к д/с. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
4. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в д/с.
5. Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
6. Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
2) Родители, отдавая сына или дочь в ДОУ, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения. В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти.
Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние дошкольника в период адаптации к д/с. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям.
В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в д/с, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Ребёнок может привыкать к садику 2-3 месяца.
Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли “мамы” и “папы”. Прежде всего, им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всё также рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по - разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.
3) Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к д/с постепенно. Родителям следует заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения ДОУ.
Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.
В первые дни не следует оставлять малыша в д/с более чем на 2 часа. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
Каждый раз, после прихода из д/с, необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, т.к. это формирует позитивное отношение к ДОУ.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в д/с. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
4) Анкета – знакомство.
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок посещает детское учреждение. Мы хотим, чтобы время, которое он проводит в детском саду, было для него радостным и счастливым. Поэтому надеемся на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания с Вами в вопросах воспитания. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребёнка.
- Ф.И.О. родителей ____________________________________________
- Имя ребёнка, возраст _________________________________________
- Есть ли ещё дети в семье? Возраст. Да __________ Нет____________
- Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвящённым вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему? Да__________. Нет _________. Иногда ____________.
- Единодушны ли Вы с супругом в вопросах воспитания ребёнка? Да ______. Иногда ______. Нет _______.
- Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребёнка? Семья _____. Социальная среда ---------- . Детский сад ______.
- Ваш ребёнок именно такой, о каком Вы мечтали, или Вам хочется во многом его изменить? Да______. Нет_____. Не знаю______.
- Часто ли реагируете на некоторые поступки ребёнка “взрывом”, а потом жалеете об этом? Да ____. Нет_____. Иногда _____.
- Вам случается просить прощения у ребёнка за своё поведение? Да ________. Иногда ______. Нет _______.
- Считаете ли Вы, что понимаете внутренний мир ребёнка? Да ____. Нет ______.
Спасибо!
Литература
- Л.В. Белкина “Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ”. Воронеж. 2004.
- А.Ф. Двойнова “Система работы с педагогами, воспитателями и их родителями в адаптационный период” / ж. “Справочник старшего воспитателя” № 9-2009 г. с.61-67
- С. Теплюк “Улыбка малыша в период адаптации” / ж. “Дошкольное воспитание” № 3, 4 – 2006 г. с 29-37, 46-51.
- С.Ю. Фурсова “Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду” / “Справочник старшего воспитателя” №8 – 2008 с. 28-31.