Пропорция
Вашему вниманию представляется урок-повторение по теме “Пропорция”, проводившийся в рамках школьного этапа конкурса “Учитель года 2010”. Позднее урок был представлен как мастер-класс во время единого методического дня педагога на педагогическом марафоне “Современное образование - поиск, инновации, качество” на площадке предметов естественно-математического цикла по теме “Формирование надпредметных компетенций на уроках математики”.
Подготовка к уроку состояла из следующих этапов:
1) Создание видеосюжета учениками 7-го класса, изучивших тему “Пропорция” в прошлом году. Ребята 7 класса (аналогично передаче “Устами младенца”) пытаются рассказать о пропорции, сознательно не произнося это слово, а ученики 6 класса должны будут отгадать тему сегодняшнего урока.
2) Ребята 6 класса предварительно разбиваются на 5 групп, каждая из которых имеет задание, которое надо подготовить к уроку, а именно:
Люди искусства. Эта группа готовит презентацию о пропорции в живописи, архитектуре, музыке, живой природе.
Служба безопасности. Ребята этой группы проводят расследование ,в котором вычисляют количество крючков в школьной раздевалке, узнают ,сколько учеников учится во 2 смену, а также засекают время, необходимое для того, чтобы дойти до школьной столовой.
Автосалон. Эта группа изучала скоростной режим на дорогах Калининградской области и условия проезда на нашем новейшем автобане – Приморском кольце.
Финансисты. Составляли таблицу валютных курсов за прошедшую неделю.
Супермаркет. Изучали рекламные проспекты крупнейших супермаркетов города и проверяли правильность цен со скидками, указанных магазинами.
3) Подборка материалов к задачам и предметов (макет эйфелевой башни, уменьшенная копия памятника прусскому коту, модель спортивного автомобиля “Феррари”), создание ребусов.
Ход урока
1) Вступительное приветственное слово. (Презентация)
2) Разминка. (Презентация)
Отгадайте слово, пропущенное в высказывании античного мыслителя Фалеса. Это слово также является математическим термином.
Задание на внимательность. Какой человечек пропущен?
Видеосюжет. (Отгадываем тему урока)
Подберите синонимы к слову “пропорциональный”.
3) Слово группе “Люди искусства”.
Посмотрев презентацию, в которой говорится о золотом сечении и его присутствии в работах великих мастеров – Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, архитектуре греческого Парфенона и древнерусской церкви Покрова на Нерли, в работах величайших музыкантов Бетховена, Моцарта, Гайдна, Шопена, Шуберта и послушав “Токкату и фугу ре минор” И.С. Баха, класс должен ответить на вопроc:
Достаточно ли положить в основу произведения золотое сечение, чтобы получить шедевр?
4) Задача, посвященная группе “Служба безопасности”.
Для решения этой задачи Вы должны выписать расписание звонков и посчитать, сколько звонков слышит этот охранник. В нашем случае он слышит 5 звонков, а всего во 2 смене 14 звонков. (Презентация)
5) Слайд с ребусом “обратная ”.
Задачи какого типа решаются с использованием обратной пропорциональной зависимости?
6) Задача, посвященная группе “Автосалон”. (Презентация)
7) Задача, посвященная группе “Финансисты”. (Презентация)
Для ее решения необходимо восстановить пропущенные данные, их подготовили наши финансисты.
8) Задача, посвященная группе “Супермаркет”. (Презентация)
Все группы получили буклеты продовольственных магазинов, на которых указана старая цена семги и скидка, а новая цена заклеена. Восстановите новую цену.
9) Итоги урока.
Группы и присутствующие гости делятся впечатлениями и делают основной вывод – пропорция не является математической абстракцией, она окружает нас во всем. Умение решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости расширяют возможности для нахождения многих величин.
Примечание. Урок проходит очень легко и быстро, ребята с удовольствием решают задачи и просят, чтобы таких интересных и познавательных занятий было как можно больше.
Удачи всем нам!
До новых встреч!