Работа в табличном процессоре

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • расширить представление учащихся о табличном процессоре, научить заполнять таблицы, создавать формулы, строить графики и диаграммы с применением функций среды;
  • применять полученные знания при решении задач в среде Microsoft Excel;
  • развивать навыки работы с информацией, освоение прикладной среды, прививать бережное отношение к своему рабочему месту.

Опорные понятия: ячейка, адрес, абсолютная, относительная, смежная ссылки, функции, формулы, формат ячеек, окно среды Microsoft Excel, строка формул.

Задачи учителя: в процессе решения практических заданий закрепить знания учащихся о среде Microsoft Excel, научить создавать формулы с применением функций, строить графики и диаграммы, применять полученные знания при решении задач.

Ход урока

  • Актуализация
  • Фронтальный опрос

Вопросы, основополагающие понятия:

Таблица – форма организации данных по строкам и столбцам.

Электронная таблица – компьютерный эквивалент обычной таблицы.

Табличный процессор – комплекс программ, предназначенных для создания и обработки электронных таблиц.

Ячейка – минимальный объект табличного процессора.

Строка – горизонтальный набор ячеек, заголовки столбцов – A, B, C,…, IV.

Столбец – вертикальны набор ячеек, заголовки строк – 1, 2, 3, … 65536.

Адрес ячейки – определяется пересечением столбца и строки (A1, F123, AC72).

Указатель ячейки – рамка.

Активная ячейка – выделенная рамкой, с ней можно производить какие-либо операции.

Смежные ячейки – ячейки расположенные последовательно.

Диапазон (блок) ячеек – выделенные смежные ячейки, образующие прямоугольный участок таблицы.

Адрес диапазона (блока) ячеек - определяется адресом верхней левой и нижней правой ячейки, разделенных двоеточием (:), B2:C7 > B2, B3, B4, B5, B6, B7, C2, C3, C4, C5, C6.

Книга – документ электронной таблицы, состоящий из листов, объединенных одним именем и являющихся файлом.

Лист – рабочее поле, состоящее из ячеек.

Ввод формул всегда начинается со знака равенства.

Оператор Действие Примеры

+ Сложение = А1+В1

- Вычитание = А1-В2

* Умножение = В3*С12

/ Деление = А1 / В5

^ Возведение в степень = А4^3

=,<,>,<=,>=,<> Знаки отношений =А2<D2

В формулах можно использовать скобки для изменения порядка действий.

Относительные, абсолютные и смежные адреса ячеек.

В формулах могут содержаться адреса ячеек двух видов: относительные(D2+C3), абсолютные ($D$2+$C$3) и смежные ($D2+C$3).

Адрес называется относительным, если при изменении местоположения ячейки, содержащей этот адрес, он изменяется по тем же правилам, что и местоположение ячейки.

Адрес называется абсолютным, если он не изменяется ни при каких изменениях местоположения ячейки, содержащей этот адрес. Абсолютные адреса записываются с помощью знака доллара: =$A$3+8

Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.

Логические функции

=ЕСЛИ(A2<=100;"Внутри бюджета";"Превышение бюджета") Если приведенное выше число меньше либо равно числу 100, формула отображает строку “В пределах бюджета”. В противном случае — строку “Превышение бюджета”

=ЕСЛИ(A2=100;СУММ(B5:B15);"") Если число равно 100, вычисляется сумма в диапазоне B5:B15. В противном случае возвращается пустой текст ("")

  • Практическая работа

Выполняется и сохраняется учащимися в папках с фамилиями, в тематических папках, файлами с номерами практических работ: Рабочий стол\ Фамилия учащегося\ Электронные таблицы\ Практические задания 1- 5 (приложения 1-5).

В процессе выполнения практических работ - консультации в индивидуальном режиме, учащиеся имеют возможность получения оценки по результатам выполненных заданий.

Обобщить, подвести итог: что сделали, что планируется на следующий урок.

  • Итог урока: оценивание выполненной практической работы.
  • Дом. задание (написано на доске): повторить основные понятия Excel.