«Все, что только есть на свете свободного, изысканного, смелого, мастерски и гармонически законченного, в области ли мышления или управления, в словах и убеждениях, в искусстве или нравах и обычаях, все это развилось исключительно благодаря «тирании» жестких правил».
Фридрих Ницше
Жизнь человека в современном обществе невозможна без существования правил. Правила позволяют совершать научные открытия, двигать технический прогресс, обеспечивать условия существования, взаимодействовать между людьми. Правила сохраняют человеку жизнь и здоровье, в том числе и правила дорожного движения.
Направленные на установление единого порядка, Правила дорожного движения обязательны для соблюдения всеми участниками дорожного движения: пешеходами, водителями и пассажирами, взрослыми и детьми. Ошибочно мнение, что ребенок дошкольного возраста не является самостоятельным участником дорожного движения, не перемещается один, без сопровождения взрослого по городу, а значит, обучение его Правилам дорожного движения можно отложить на более поздний этап взросления.
В оперативных сводках ГИБДД примеров, подобных тому, как выкатившийся на проезжую часть детский мяч приводит к дорожным происшествиям немало. И свидетельствуют они о том, что выполнение Правил дорожного движения выходит за рамки только личной безопасности.
Словари толкуют «правило» как постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. Но правило – это еще и образ мыслей, норма поведения, привычка. Обучить детей базовыми правилами поведения на улицах и дорогах, на основе этих знаний сформировать и развить общественно значимые умения, качества, потребности, мотивы, нормы поведения как участников дорожного движения – вот конечная цель работы дошкольного учреждения в образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
И она всегда должна находиться в поле пристального внимания педагогов и родителей. Только совместными усилиями, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
I. Постановка проблемы
«Храни порядок, и порядок сохранит тебя»
Латинское изречение
Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в стране в Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» характеризуется как «национальная катастрофа». Автомобилизация городов, мобильность населения, устаревание дорожно-транспортной инфраструктуры протекают на фоне всеобщего правового нигилизма, безразличного отношения к возможным последствиям дорожно-транспортного травматизма, отсутствия адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточного привлечения населения к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Возникающие в связи с этим проблемы требуют разработки и внедрения профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей, пропагандистской работы с семьями воспитанников.
Дети – особая категория участников дорожного движения. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, – по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны образовательных учреждений.
Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения. Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства.
Вместе с тем, еще прогрессивные педагоги – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. – выступали против абсолютизации значения этих методов, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - мудро заметил в 500 годах до нашей эры древнекитайский мыслитель Конфуций. Для того чтобы знания стали прочными и глубокими, важно их осмысление, творческое применение, самостоятельный поиск решений.
Эффективным методом обучения детей, дающим возможность актуализировать полученные знания, совершенствовать практические навыки, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности, является метод проектов. Но в практике детских садов по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города он не используется.
Таким образом, социальная острота проблемы диктует необходимость совершенствования форм и методов обучения дошкольников базовым правилам поведения на дороге, организации профилактической и пропагандистской работы с детьми, с семьями воспитанников.
II. Цели и задачи проекта
Цель творческого проекта «Правила дорожного движения в рисунках детей»: обеспечение сознательного усвоения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах города и выработку стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения.
Задачи на пути достижения указанной цели:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города через активные формы познания: проектирование, рисование, художественно-речевую деятельность.
- научить детей отражать в рисунке знания и представления о Правилах дорожного движения, делиться своим опытом с окружающими.
- сформировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения, пропагандировать безопасность дорожного движения.
III. Участники проекта
По типу проект является внутренним, групповым, межпредметным, среднесрочным.
Участники проекта: воспитанники детского сада 4-7 лет, воспитатели, воспитатель изодеятельности, старший воспитатель (руководитель проекта), учителя-логопеды, музыкальные руководители.
Проект осуществляется в рамках интеграции образовательных областей:
- «Основы безопасности жизнедеятельности»,
- «Изобразительная деятельность»,
- «Развитие речи»,
- «Развитие детей в музыкальной деятельности».
IV. Сроки реализации проекта
Продолжительность проекта: 1-1,5 месяца.
Этапы реализации проекта:
- 1 этап – поисковый (2 недели),
- 2 этап – аналитический (1 день),
- 3 этап – практический (1-1,5 недели),
- 4 этап – презентационный (1 неделя),
- 5 этап – контрольный (4 дня).
V. Механизм реализации проекта
I этап – поисковый
Основными задачами поискового этапа будут поиск и анализ проблемы, актуализация имеющихся знаний и опыта дошкольников, постановка целей.
Для решения поставленных задач планируется осуществление следующих мероприятий:
- Организация экскурсии №1 в детскую библиотеку, расположенную через дорогу от детского сада с целью подбора книг для чтения по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города, истории транспорта.
- На этапе подготовки экскурсии №1 в детскую библиотеку проведение бесед с детьми с решением проблемных ситуаций: «Правила и безопасность дорожного движения», «Быть примерным пешеходом разрешается!» и пр., обыгрывания на игровых моделях города пути от детского сада к библиотеке.
- Чтение книг по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города, истории транспорта, взятых в библиотеке, проведение бесед по художественным произведениям, рассматривание иллюстраций, составление рассказов из личного опыта.
- Закрепление знаний, полученных из книг в дидактических играх «Дорожные знаки», «Дом, улица, город», «Дорога и безопасность».
- Организация экскурсии №2 в детскую библиотеку с целью возврата прочитанных книг.
- При подготовке к экскурсии №2 вновь провести беседу о Правилах дорожного движения, вспомнить ситуации, произошедшие с книжными героями, сделанные выводы.
- Постановка проблемных вопросов: почему случаются такие ситуации? Все ли дети и взрослые знают хорошо Правила дорожного движения? Предложение проверить выдвинутые гипотезы по пути в библиотеку, составить фоторепортаж.
- Оформление вставки в рекреации детского сада «Фото обвиняет». Формулирование проблемы: как научить всех детей и взрослых соблюдать Правила дорожного движения?
II этап – аналитический
Основными задачами II этапа будут анализ имеющейся информации и ресурсов, построение алгоритма деятельности.
Для решения поставленных задач планируется осуществление следующих мероприятий:
- Уточнение и классификация ПДД
- Придумывание сюжетов, обсуждение композиционных решений.
- Подготовка материалов и оборудования.
- Построение алгоритма деятельности.
III этап – практический
Основной задачей III этапа будет выполнение запланированных технологических операций.
Для решения поставленной задачи планируется осуществление следующих мероприятий:
- Рисование иллюстраций для книги «Правила дорожного движения в рисунках детей».
- Составление детьми описательных рассказов, комментариев по сюжетам рисунков.
- Оформление книги для детей и взрослых «Правила дорожного движения в рисунках детей».
IV этап – презентационный
Основными задачами IV этапа будут презентация проекта, изучение возможностей использования ресурсов проекта.
Для решения поставленных задач планируется осуществление следующих мероприятий:
- Презентация творческого проекта «Правила дорожного движения в рисунках детей».
- Тиражирование книги для детей и взрослых «Правила дорожного движения в рисунках детей».
- Передача книги в дар библиотеке, школе.
- Изготовление перекидных календарей с рисунками из книги.
- Участие в акциях по пропаганде безопасности дорожного движения.
V этап – контрольный
Основной задачей V этапа будет анализ результатов выполнения проекта, формулирование выводов.
Для решения поставленной задачи планируется осуществление следующих мероприятий:
- Изучение динамики уровня сформированности у детей здоровьесберегающих компетенций.
- Анкетирование родителей воспитанников с целью изучения сформированности стереотипов законопослушного поведения, оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности ребенка, целесообразности проведения специально организованных занятий по ПДД и ОБЖ в детском саду.
- Формулирование выводов и рекомендаций участникам творческого проекта «Правила дорожного движения в рисунках детей».
VI. Ожидаемые результаты
- Расширение представлений дошкольников о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города.
- Умение детей отражать в рисунке знания и представления о Правилах дорожного движения, составлять описательные рассказы, делиться своим опытом с окружающими.
- Создание книги «Правила дорожного движения в рисунках детей», позволяющей пропагандировать безопасность дорожного движения, формировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения.
VII. Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы
Педагогический коллектив детского сада – коллектив, обладающий высоким творческим, интеллектуальным и профессиональным потенциалом. 90% аттестованы на квалификационную категорию. Воспитательно-образовательную работу с детьми ведут 30 педагогов. Из них: 20 воспитателей, 4 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физкультуре, 1 воспитатель изодеятельности, 1 педагог-психолог.
Материально-технические ресурсы
Материально-техническая база позволяет создать основу развивающего воспитательно-образовательного пространства детей. В дошкольном учреждении оборудована Площадка ГИБДД, в группах имеются уголки безопасности, в которых сосредоточены иллюстрации, дидактические и настольно-печатные игры, наборы плакатов по ПДД, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Достаточно разнообразно в группах представлены игровые модели города. На территории дошкольного учреждения спроектировано игровое пространство, имитирующее часть города с дорогами, перекрестками, тротуарами для сюжетно-ролевых и обучающих игр.
В детском саду имеется изостудия «Сияющий мир акварели», оснащенная необходимыми материалами и средствами для рисования. В группах созданы уголки изодеятельности, в которых детям предоставляется возможность лепить, рисовать в любое время, с любым художественным материалом.
Методические ресурсы
Имеющиеся в Центре развития ребенка методический кабинет и библиотека «Азбука мира» оснащены достаточным количеством литературы для детей, педагогов, родителей, демонстрационных материалов, что обеспечивает построение в детском саду системы образования по основам безопасности жизнедеятельности, а также широкое вовлечение детей в изучение Правил дорожного движения.
VIII. Оценка результатов
Изучение уровня развития детей в образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности», сформированности представлений о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, здоровьесберегающих компетенций будет производиться в соответствии с Временными (примерными требованиями) к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (приказ Минобразования РФ от 22.08.96 № 448).
Уровень развития изобразительных навыков дошкольников, связной речи будет осуществляться с помощью методик Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение особенностей рисования», «Изучение словарного состава, грамматического состава и связной речи дошкольников».
Сформированность у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения будет оцениваться на основе анкетирования «Изучение сформированности у родителей стереотипов законопослушного поведения, оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности ребенка, целесообразности проведения специально организованных занятий по ПДД и ОБЖ в детском саду».
Об успешности реализации творческого проекта будет свидетельствовать положительная динамика по всем вышеперечисленным критериям, составление книги «Правила дорожного движения в рисунках детей».
IX. Дальнейшее развитие проекта
В перспективе работы детского сада:
- Тиражирование книги для детей и взрослых «Правила дорожного движения в рисунках детей».
- Передача книги в дар библиотеке, школе.
- Изготовление перекидных календарей с рисунками из книги «Правила дорожного движения в рисунках детей».
- Участие в акциях по пропаганде безопасности дорожного движения.