Цель:
- прививать любовь к родному краю, родному городу,
- развивать любознательность, наблюдательность,
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация Power Point, 20 ученических и 1 учительский П.К., локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков на тему: «Анапа глазами детей», заготовки для мини-сочинений.
Учитель: Солодилова И.Н.
Литература:
- В. Бухарова «На земле Анапской»,2005, издательство «АлВи – дизайн», г.Краснодар;
- Л.И. Баклыков «Легенды Анапы», 2007, издательство «Ариал», г.Краснодар.
Ход урока
…Но Анапа в России одна.
На экране 1 слайд с «Цветиком-семицветиком»
Учитель: Мы встретились с вами для того, чтобы поговорить об очень важном, а о чём ? … Сейчас я скажу заклинание, и всё начнётся. (убирается 1 лепесток)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появилось – солнце.
Выходит ученик и рассказывает стихотворение «Солнце»
- Свети нам, солнышко, свети!
Легко с тобой живётся.
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо-
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
Послушай песенку мою:
Свети с утра до ночи!
А я тебе ещё спою,
Спою, когда захочешь…
(появляется солнце)
Учитель: Сорву следующий лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появилось – море.
Выходит ученик и читает стихотворение «Море»
- В синем небе мы купались,
Даже волн не испугались!
Видели луч маяка, трогали сеть рыбака.
На сыром песке морском
Рыли к морю ход совком.
И по этому проходу
Запускали лодки в воду.
Чайки есть у нас просили,
Мы им к морю хлеб носили.
Море всех нас полюбило
И ракушку подарило.
Если слушаешь – не дышишь,
Песню моря в ней услышишь,
Море свой привет нам шлёт
И всех в гости снова ждёт!
(появляется море)
Учитель: попробую сорвать ещё лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появился – ветер
Выходит ученик и читает стихотворение «Ветер»
- Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
(появляется ветер)
Учитель: Сорву ещё лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появились – чайки
Выходит ученик и читает стихотворение «Чайки»
- Поберегу чайка бродила
Взоры к себе привлекая .
В небе другая парила,
Криком своим пугая.
А может быть это люди
В чаек превратились
Чтоб посмотреть на море
В птиц перевоплотились.
Чайки расправив крылья
В небе весь день парили.
Солнце, море и ветер
Чайки в себя влюбили.
Учитель: Сорву ещё лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появился – морской камешек
Выходит ученик и читает стихотворение «Морской камешек»
- День за днём волна морская
Этот камешек ласкает,
Набежит и отбежит…
Смирно камешек лежит.
Помнит камень, что когда-то
Был он грубый, угловатый,
Норовил кого-нибудь
В пятку голую кольнуть.
Но под ласковой волной
Нрав у камня стал иной.
Камень сделался послушным,
Гладким,
Круглым.
Добродушным.
Тронешь камешек рукой-
Нежный, шёлковый такой,
Пахнет морем, пахнет сказкой…
Вот что можно сделать лаской!
(появляются морские камешки)
Учитель: Сорву шестой лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появилось – детство.
Выходит ученик и читает стихотворение «Детство»
- Золотые годы детства –
Золотых ступенек ряд,
По которым мы восходим
В царство знаний, в царство света
Для трудов и для отрад.
По блестящим тем ступенькам
Много собрано цветов,
Много сочных и румяных
Наливается и зреет
И колосьев и плодов.
Жизнь сладка, но в царство жизни
Тот лишь верный путь найдёт,
Кто с любовью в годы детства
Ношу веры, ношу знанья
Бодро, смело понесёт.
Дружно, дети, выше, выше
По заветным ступеням,
В царство знанья, в царство света,
В царство радости и счастья,
К утешеньям и трудам.
(появляются дети)
Выходят дети. В руках у них буквы.
Учитель: Но у нас остался ещё один лепесток. Читаем все вместе заклинание.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появился – город в котором есть и самое яркое солнце и море и ветер и морские камешки, чайки и много детей.
Дети читают стихотворение и показывают букву.
1. Ах, что за прелесть этот город!
2. Нет солнечней города этого!
3. А кто интересен и молод,
4. Полюбите свой город поэтому.
5. Ах, что за сказка этот город!А
Н
А
П
А
Учитель: дети прочитают стихи об Анапе анапского поэта Владимира Бухарова.
-
Анапа, Анапа, здесь ветер солёный,
И белые чайки над морем кричат.
Вдоль улиц зелёных шагают колонны,
Анапа встречает своих ребят и девчат. -
Для мам и пап счастливая пора.
В Анапе ласковое лето.
Здесь будущее наше – детвора,
Врачами здравницы согреты. -
В ночи поют солёные ветра,
Шум чаек в море еле слышен.
Вы не будите, чайки, до утра
Девчонок наших и мальчишек. -
Спускаются к морю Кавказа отроги,
Оно и ласкает лазурной волной.
Нас к чёрному морю ведут все дороги,
В Анапу – наш солнечный город родной. -
Над городом веет морская прохлада,
К себе зазывает нас пляж золотой.
Наш город Анапа, другого не надо!
Мы встречаться рады с тобой!
Учитель: Давайте составим «портрет» нашего города. Из заготовок соберите в всё, что нужно для портрета.
(детям раздаются заготовки: рамки, солнце, море, дети, чайки, песок др.)
Учитель: А вот как выглядит герб Анапы
(слайд 2)
Учитель: Скажите, зачем в наш город приезжает столько много людей?
(Ответы детей)
Учитель: Давайте ещё послушаем стихотворение В. Бухарова о нашем городе.
-
Городов в России много,
Но у нас одна дорога –
Манят южные края
Мы приехали в Анапу
Вместе с папой,
Вместе с мамой,
Старший брат, сестра и я.
Звали нас в Домбай на отдых:
– Там хороший горный воздух,
– Говорили нам друзья.
Мы приехали в Анапу
Вместе с папой,
Вместе с мамой,
Старший брат, сестра и я. -
Нам хвалили Сочи тоже,
Но в Анапе лучше всё же,
Так решила вся семья.
Мы приехали в Анапу
Вместе с папой,
Вместе с мамой,
Старший брат, сестра и я.
Хорошо здесь очень даже,
Аквапарк большой у пляжа,
И экзотика своя.
Отдыхаем мы в Анапе
Вместе с папой,
Вместе с мамой,
Старший брат, сестра и я.
Учитель: А теперь проверим, как вы знаете свой город. Я покажу вам слайды некоторых мест нашего города, а вы назовите их.
(учитель показывает слайды 3-9)
Учитель: Скажите, как назывался наш город в древние времена? (Горгиппия)
Синдская гавань и Горгиппия – прежние названия Анапы.
Послушайте древнюю легенду, которую записал Л.И. Баклыков
(слайд 10)
«Жемчужина Горгиппии»
Из древней Греции когда-то
К берегам кавказских из Афин
На кораблях приплыл богатых
Искать торговли Константин.
И не мечом и не разбоем
Завоевал он племена –
Дарами щедрой добротою,
Посеяв дружбы семена.
И вот к берегам Эллады вскоре
От стен Горгиппии пошли
Путём торговым через море,
С товаром скифским корабли.
И в дар ответный Константину
Вождь мирных зихов преподнёс
Пять юных пленниц – дев невинных,
Что были краше южных роз.
Но всех божественней, прекрасней,
С косою длинной цвета льна,
С лазурью глаз во взоре ясном
Была славянская княжна.
Её красою ослеплённый,
В неё влюблённый как юнец,
Решил он страстью окрылённый
Построить в честь её дворец.
– Тебе, души моей услада,
Богатства мира я отдам,
И в честь тебя я, как награду,
Велю воздвигнуть чудный храм.
И вот блистая красотою,
В сиянье мраморных колонн
Возник жемчужиной морскою
Дворец любви, как Перфанон.
Весь изумрудно-белопенный,
Он поразил красою мир –
Дворец любви, дворец Елены
Одетый в жемчуг и сапфир.
Спустя века, когда, как буря,
Сметали полчища Кавказ,
Рука жестокого Тимура
На храм Любви не поднялась.
С тех пор прошли, как сонм, столетья,
Жестоких войн кровавый вал.
Дворца давно уж нет на свете,
А вот легенда всё жива.
Дворец действительно исчез, но гораздо позже, в годину жесточайших войн за Анапу. Горгиппия была крупнейшим торговым городом, важным политическим и культурным центром Боспорского царства. Развалины её остались под современным городом. В 1781-1782 годах была сооружена крепость Анапа.
Шесть раз крепость была объектом военных действий между Турцией и Россией, переходя из рук в руки.
Город Анапа учреждён как портовый в 1846 году. А в 1994 году Анапе придан статус федерального курорта.
Учитель: вам нравится ваш город? Давайте составим пожелание нашему городу.
Я ______________________ свой город. Мне нравятся его ______________________, ________________________, _________________________. Очень хочется, чтобы Анапа была _____________________, _______________________, ______________________________ и _____________________________. И пусть никогда ______________________ ______________________ ______________________. Я желаю своему городу ______________________ ______________________. |
Учитель: давайте прочтём несколько пожеланий.
(учитель читает пожелания городу, которые составили дети)
Учитель: подведём итог нашей встречи. Я буду читать стихотворение В. Бухарова, а вы доскажите последнюю строчку.
От Кубани моей до Ямала
Велика ты, родная страна.
Городов в России не мало,
(но Анапа в России одна)
– Вы любите свой город?
Учитель: на этом наш час общения мы закончим.