…Но Анапа в России одна

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • прививать любовь к родному краю, родному городу,
  • развивать любознательность, наблюдательность,
  • воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация Power Point, 20 ученических и 1 учительский П.К., локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков на тему: «Анапа глазами детей», заготовки для мини-сочинений.

Учитель: Солодилова И.Н.

Литература:

  • В. Бухарова «На земле Анапской»,2005, издательство «АлВи – дизайн», г.Краснодар;
  • Л.И. Баклыков «Легенды Анапы», 2007, издательство «Ариал», г.Краснодар.

Ход урока

…Но Анапа в России одна.

На экране 1 слайд с «Цветиком-семицветиком»

Учитель: Мы встретились с вами для того, чтобы поговорить об очень важном, а о чём ? … Сейчас я скажу заклинание, и всё начнётся. (убирается 1 лепесток)

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появилось – солнце.

Выходит ученик и рассказывает стихотворение «Солнце»

  1. Свети нам, солнышко, свети!
    Легко с тобой живётся.
    И даже песенка в пути
    Сама собой поётся.
    От нас за тучи-облака
    Не уходи, не надо-
    И лес, и поле, и река
    Теплу и солнцу рады.
    Послушай песенку мою:
    Свети с утра до ночи!
    А я тебе ещё спою,
    Спою, когда захочешь…

(появляется солнце)

Учитель: Сорву следующий лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появилось – море.

Выходит ученик и читает стихотворение «Море»

  1. В синем небе мы купались,
    Даже волн не испугались!
    Видели луч маяка, трогали сеть рыбака.
    На сыром песке морском
    Рыли к морю ход совком.
    И по этому проходу
    Запускали лодки в воду.
    Чайки есть у нас просили,
    Мы им к морю хлеб носили.
    Море всех нас полюбило
    И ракушку подарило.
    Если слушаешь – не дышишь,
    Песню моря в ней услышишь,
    Море свой привет нам шлёт
    И всех в гости снова ждёт!

(появляется море)

Учитель: попробую сорвать ещё лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появился – ветер

Выходит ученик и читает стихотворение «Ветер»

  1. Осторожно ветер
    Из калитки вышел.
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше;
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьев знакомых.
    И, расправив бодро
    Молодые крылья,
    Полетел куда-то
    Вперегонку с пылью.

(появляется ветер)

Учитель: Сорву ещё лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появились – чайки

Выходит ученик и читает стихотворение «Чайки»

  1. Поберегу чайка бродила
    Взоры к себе привлекая .
    В небе другая парила,
    Криком своим пугая.
    А может быть это люди
    В чаек превратились
    Чтоб посмотреть на море
    В птиц перевоплотились.
    Чайки расправив крылья
    В небе весь день парили.
    Солнце, море и ветер
    Чайки в себя влюбили.

Учитель: Сорву ещё лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появился – морской камешек

Выходит ученик и читает стихотворение «Морской камешек»

  1. День за днём волна морская
    Этот камешек ласкает,
    Набежит и отбежит…
    Смирно камешек лежит.
    Помнит камень, что когда-то
    Был он грубый, угловатый,
    Норовил кого-нибудь
    В пятку голую кольнуть.
    Но под ласковой волной
    Нрав у камня стал иной.
    Камень сделался послушным,
    Гладким,
    Круглым.
    Добродушным.
    Тронешь камешек рукой-
    Нежный, шёлковый такой,
    Пахнет морем, пахнет сказкой…
    Вот что можно сделать лаской!

(появляются морские камешки)

Учитель: Сорву шестой лепесток и прочитаю заклинание, кто знает, помогайте… (убирается следующий лепесток)

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы появилось – детство.

Выходит ученик и читает стихотворение «Детство»

  1. Золотые годы детства –
    Золотых ступенек ряд,
    По которым мы восходим
    В царство знаний, в царство света
    Для трудов и для отрад.
    По блестящим тем ступенькам
    Много собрано цветов,
    Много сочных и румяных
    Наливается и зреет
    И колосьев и плодов.
    Жизнь сладка, но в царство жизни
    Тот лишь верный путь найдёт,
    Кто с любовью в годы детства
    Ношу веры, ношу знанья
    Бодро, смело понесёт.
    Дружно, дети, выше, выше
    По заветным ступеням,
    В царство знанья, в царство света,
    В царство радости и счастья,
    К утешеньям и трудам.

(появляются дети)

Выходят дети. В руках у них буквы.

Учитель: Но у нас остался ещё один лепесток. Читаем все вместе заклинание.

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север и на юг.
Возвращайся в тот же круг.
Облетев, вокруг земли,
Быть по-моему вели…

Вели, чтобы появился – город в котором есть и самое яркое солнце и море и ветер и морские камешки, чайки и много детей.

Дети читают стихотворение и показывают букву.

1. Ах, что за прелесть этот город!
2. Нет солнечней города этого!
3. А кто интересен и молод,
4. Полюбите свой город поэтому.
5. Ах, что за сказка этот город!
А
Н
А
П
А

Учитель: дети прочитают стихи об Анапе анапского поэта Владимира Бухарова.

  1. Анапа, Анапа, здесь ветер солёный,
    И белые чайки над морем кричат.
    Вдоль улиц зелёных шагают колонны,
    Анапа встречает своих ребят и девчат.

  2. Для мам и пап счастливая пора.
    В Анапе ласковое лето.
    Здесь будущее наше – детвора,
    Врачами здравницы согреты.

  3. В ночи поют солёные ветра,
    Шум чаек в море еле слышен.
    Вы не будите, чайки, до утра
    Девчонок наших и мальчишек.

  4. Спускаются к морю Кавказа отроги,
    Оно и ласкает лазурной волной.
    Нас к чёрному морю ведут все дороги,
    В Анапу – наш солнечный город родной.

  5. Над городом веет морская прохлада,
    К себе зазывает нас пляж золотой.
    Наш город Анапа, другого не надо!
    Мы встречаться рады с тобой!

Учитель: Давайте составим «портрет» нашего города. Из заготовок соберите в всё, что нужно для портрета.

(детям раздаются заготовки: рамки, солнце, море, дети, чайки, песок др.)

Учитель: А вот как выглядит герб Анапы

(слайд 2)

Учитель: Скажите, зачем в наш город приезжает столько много людей?

(Ответы детей)

Учитель: Давайте ещё послушаем стихотворение В. Бухарова о нашем городе.

  1. Городов в России много,
    Но у нас одна дорога –
    Манят южные края
    Мы приехали в Анапу
    Вместе с папой,
    Вместе с мамой,
    Старший брат, сестра и я.
    Звали нас в Домбай на отдых:
    – Там хороший горный воздух,
    – Говорили нам друзья.
    Мы приехали в Анапу
    Вместе с папой,
    Вместе с мамой,
    Старший брат, сестра и я.

  2. Нам хвалили Сочи тоже,
    Но в Анапе лучше всё же,
    Так решила вся семья.
    Мы приехали в Анапу
    Вместе с папой,
    Вместе с мамой,
    Старший брат, сестра и я.
    Хорошо здесь очень даже,
    Аквапарк большой у пляжа,
    И экзотика своя.
    Отдыхаем мы в Анапе
    Вместе с папой,
    Вместе с мамой,
    Старший брат, сестра и я.

Учитель: А теперь проверим, как вы знаете свой город. Я покажу вам слайды некоторых мест нашего города, а вы назовите их.

(учитель показывает слайды 3-9)

Учитель: Скажите, как назывался наш город в древние времена? (Горгиппия)

Синдская гавань и Горгиппия – прежние названия Анапы.

Послушайте древнюю легенду, которую записал Л.И. Баклыков

(слайд 10)

«Жемчужина Горгиппии»
Из древней Греции когда-то
К берегам кавказских из Афин
На кораблях приплыл богатых
Искать торговли Константин.

И не мечом и не разбоем
Завоевал он племена –
Дарами щедрой добротою,
Посеяв дружбы семена.

И вот к берегам Эллады вскоре
От стен Горгиппии пошли
Путём торговым через море,
С товаром скифским корабли.

И в дар ответный Константину
Вождь мирных зихов преподнёс
Пять юных пленниц – дев невинных,
Что были краше южных роз.

Но всех божественней, прекрасней,
С косою длинной цвета льна,
С лазурью глаз во взоре ясном
Была славянская княжна.

Её красою ослеплённый,
В неё влюблённый как юнец,
Решил он страстью окрылённый
Построить в честь её дворец.

– Тебе, души моей услада,
Богатства мира я отдам,
И в честь тебя я, как награду,
Велю воздвигнуть чудный храм.

И вот блистая красотою,
В сиянье мраморных колонн
Возник жемчужиной морскою
Дворец любви, как Перфанон.

Весь изумрудно-белопенный,
Он поразил красою мир –
Дворец любви, дворец Елены
Одетый в жемчуг и сапфир.

Спустя века, когда, как буря,
Сметали полчища Кавказ,
Рука жестокого Тимура
На храм Любви не поднялась.

С тех пор прошли, как сонм, столетья,
Жестоких войн кровавый вал.
Дворца давно уж нет на свете,
А вот легенда всё жива.

Дворец действительно исчез, но гораздо позже, в годину жесточайших войн за Анапу. Горгиппия была крупнейшим торговым городом, важным политическим и культурным центром Боспорского царства. Развалины её остались под современным городом. В 1781-1782 годах была сооружена крепость Анапа.

Шесть раз крепость была объектом военных действий между Турцией и Россией, переходя из рук в руки.

Город Анапа учреждён как портовый в 1846 году. А в 1994 году Анапе придан статус федерального курорта.

Учитель: вам нравится ваш город? Давайте составим пожелание нашему городу.

Я ______________________ свой город. Мне нравятся его ______________________, ________________________, _________________________. Очень хочется, чтобы Анапа была _____________________, _______________________, ______________________________ и _____________________________. И пусть никогда ______________________ ______________________ ______________________. Я желаю своему городу ______________________ ______________________.

Учитель: давайте прочтём несколько пожеланий.

(учитель читает пожелания городу, которые составили дети)

Учитель: подведём итог нашей встречи. Я буду читать стихотворение В. Бухарова, а вы доскажите последнюю строчку.

От Кубани моей до Ямала
Велика ты, родная страна.
Городов в России не мало,
(но Анапа в России одна)

– Вы любите свой город?

Учитель: на этом наш час общения мы закончим.

Презентация.