Показателем эффективности урока является атмосфера радости, сопереживание, творчества, увлеченности, дружеская обстановка и положительные эмоции. В данном случае урок не требует дополнительной подготовки, вся работа осуществляется прямо на уроке.
Цель: Создание условий для понимания сущности образа Дороги в произведениях разных видов искусств. Продолжая работу над музыкальным образом, раскрыть связь Дороги и Жизни.
Задачи:
- Научить ребят самостоятельно определять образ дорог;
- Способствовать развитию детского воображения;
- Развивать у детей познавательный интерес.
- Пробудить интерес к образу Дорог через слушание и исполнение песен о дорогах;
- Воспитывать сопереживание, волнение, отклик на произведения о дорогах;
- Изображение своей дороги;
Оборудование и материалы:
- Фортепиано;
- Раздаточные листы с текстами песен;
- Словари;
- Репродукции картин.
- Мультимедиапроектор для показа слайдов;
- Музыкальный центр;
Художественный материал:
- А.Куинджи. "Радуга";
- И.Шишкин. "Рожь";
- Зимняя дорога, Тройка
- И.Левитан "Осенний день. Сокольники", и др.
Музыкальный материал:
- Фонограммы песен о дорогах;
- Напечатанные тексты этих же песен;
- С.Баневич. "Дорога" (из т/ф "Никколо Паганини")
- С.Рахманинов. Прелюдия gis-moll.
Эпиграф урока на доске:
"Какое странное и манящее, и несущее, и
чудесное в слове дорога!..
Н. В. Гоголь
"Среди нехоженых дорог - одна моя:",
В.Высоцкий
Вход под музыку С.Баневича. "Дорога" (из т/ф "Никколо Паганини"), приветствие:
У: Мы продолжаем изучение темы четверти "Музыкальный образ".
Учащимся предлагается цитата из высказывания:
Говорят, что перед каждым из нас всегда лежат несколько путей, и нам нужно выбрать единственный путь из многих. Но разве это так? Посмотрите внимательно - перед вами нет ни путей, ни дорог - дорогу вы делаете сами.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, путь нам предстоит не лёгкий. Нам придётся исследовать разные маршруты и проложить свой путь. А по каким дорогам мы пойдём нам и предстоит узнать.
Слушание:
Учащимся предлагается посмотреть на репродукции и послушать Прелюдию gis-moll (ор.32 №12) С.В.Рахманинова
У. Есть ли среди предложенных репродукций созвучная музыке С.В.Рахманинова?
Это образ зимней дороги и неторопливо бегущей по необозримым заснеженным просторам тройки: мерно звенят колокольчики, думы теснят грудь:
Много раз русские поэты, писатели, живописцы обращались к теме дороги, уходящей вдаль, в бескрайние снежные просторы, много раз воссоздавали они образ русской тройки. Дорога, тройка, колокольчик воспеты и в незатейливых песнях ямщиков, и в стихотворениях Пушкина, Некрасова и многих других русских поэтов. Напомним начало хорошо известных стихов Пушкина: или (Ставится фонограмма песни "По дороге зимней, скучной:)
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска:
Работа в группах: Детям предлагается разделиться на 3-4 группы. Каждая группа получает текст со словами песни о дорогах. На столах лежат репродукции картин, фотографии, стихи, фонограммы песен, высказывания, изречения, пословицы, поговорки, дорожные знак в миниатюре и т.д. Необходимо:
Прочитав текст песни, определить какой образ содержится в тексте. Подобрать наглядный материал к образу и доказать, что именно этот образ Дороги получился. (Примеры текстов песен: "Дорога без конца", "Конь да путник, али вам не туго:" - песня из к/ф "Гардемарины, вперёд!", "Эх, дороги", "Песенка фронтового шофёра", "Дорога" - песня из репертуара группы "Любэ", "Дорога Добра", "Млечный путь", "Бродячие артисты", и т.д.);
Ответить на вопросы:
- Куда ведет эта дорога?
- Хотели бы вы пройти этой дорогой? Почему?
- Кем вы ощущаете себя в этой картине - путником, путешественником или странником? (значение этих слов необходимо найти в словарях, которые предлагаются каждой группе).
Нарисовать свою Дорогу-Путь.
Путешественник - тот, кто путешествует. Путешествие - поездка или передвижение пешком куда-либо далеко за пределы постоянного местожительства с научной, общеобразовательной, спортивной и другими целями.
Путник - тот, кто совершает далекий путь пешком.
Странник - странствующий человек (обычно бездомный или гонимый); человек идущий пешком на богомолье, богомолец.
Ожегов С. И. Словарь русского языка
Когда дети выполнят задания предложить им соединить свои образы Дорог (получается карта) и посмотреть, что на самом деле такое "Дорога".
Выводы:
Отношение к образу Дороги двойственное: положительное и отрицательное, спасительное и гибельное (например, "Если больной бредит дорогой, то умрет", "Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал" - дорога в потусторонний мир). Многое зависит от выбора: в волшебных народных сказках герой доходит до перекрестка где необходимо принять решение или проходит испытания, которые определяют дальнейшую судьбу героя (дорога - "жизненный путь"). Дорога - это поиск самого себя, своей сущности. (А. Волков. "Волшебник Изумрудного города" - дорога из желтых кирпичей ведет каждого из героев к его предназначению: Льва к смелости, Дровосека к любви, Страшилу к мудрости, а Элли к родительскому дому). Путешествие Алисы по Зазеркалью (Л. Кэрролл "Алиса в Зазеркалье") - это путь к взрослению.
В музыкальных произведениях образ Дороги также трактуется неоднозначно, но, в основном, разрабатывается идея Дороги - Пути - Выбора. Могут прозвучать фрагменты знакомых детям музыкальных произведений: Е. Новиков, "Дороги"; В. Соловьев-Седой, "Баллада о солдате"; Ф. Шуберт, "Лесной царь"; Д. Шостакович, 7 симфония, эпизод нашествия; Л. Бетховен, "Сурок"; А. Петров, "Я шагаю по Москве", "Дорога Добра" и т.п.
В заключительной части дети исполняют песню "Дорога Добра" М. Минкова.
Итог: Мы сегодня познакомились с разными дорогами, определили их музыкальный образ. Поняли что Дорога - это Путь, это сама Жизнь, наше прошлое, настоящее и будущее. Дорогу мы строим и выбираем сами.
Выход: под музыку из к/ф "Цыган".