Урок ИЗО "Тарарушки-тарарушки, очень славные игрушки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой;
  • развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа; повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи;
  • формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом

Тип урока: урок-повтор и вариации.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительная беседа.

Народные мастера прислали нам на выставку свои изделия. И мы сейчас с вами поможем старому мастеру расставить игрушки согласно их происхождению. Роль «старого мастера» у нас сегодня исполняет Плясова Яна. Ее слова. (На столе выставка изделий с росписью: Хохломская, Городецкая, Гжель, Дымковская и Филимоновские игрушки). На столе перед каждым учеником папка - в ней детские работы («Азбука народной росписи»).

Вы, используя свои наработки, которые храните в папках, постарайтесь мастеру помочь. (Ученик — ведущий показывает классу одно из изделий, представленных на выставке, дети называют промысел. В «азбуке» народной росписи они отыскивают рисунок названного промысла и поднимают его).

3. Путешествие в веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек.

Дети, с этими видами росписи и изделиями мы знакомились в течении года. Все, что здесь находится, вам уже знакомо. Эти изделия мы отправим в музей.

(Звучит припев песни «Кукла Маша, куклa Даша … ») После музыки идут мои слова.

Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки мы открываем для себя мир и постигаем накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители неприходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства.

В игрушке по - своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества.

А вот посмотрите сюда, здесь что - нибудь знакомо?

(Открывается выставка игрушек из с. Полхов – Майдан)

Молодцы, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с изделиями народных мастеров из с. Полховский Майдан. Попробуем за мастером повторить элементы народной росписи и нарисовать нарядную расписную игрушку в подарок.

Может быть, кто из вас догадается, как же звучит тема нашего урока?

Правильно, молодцы! А кто из вас знает, что означает слово «тарарушки»? («Тарарушки» - игрушки, от слов: тараторить, тарарусить, т.е. трещать, шутить).

Сообщение.

Чтобы увидеть, как рождаются тарарушки, наш путь лежит на юг Горьковской области, в большое село Полховский Майдан.

А расскажет нам об этом Бородкина Оксана.

Удивительное село! Не зря его называют селом игрушек. Почти все население этого села занято производством игрушек. Многое надо уметь делать майданцам. Они и работают в колхозе, имеют свое хозяйство. Сажают картофель, косят траву, заготавливают на зиму дрова - всех дел не перечесть.

Но в более свободное от крестьянских трудов время вся деревня точит и красит игрушки.

Чтобы понять, как рождается тарарушка, следует сначала отправиться в токарное царство. В токарном царстве главенствуют мужчины.

Затем игрушки отправляются в красильное царство. В этом царстве все делают только женщины.

Сначала обмазывают фигурки крахмалом, сваренным жидко, потом сушат, и они становятся белее снега. Затем перышками или кисточками начинают их разрисовывать. После наводки контура игрушки раскрашивают особыми красками - анилиновыми. Количество красок небольшое: желтая, зеленая, синяя, красная.

В росписи с наводкой черный контур утверждает и держит плоскость цветной росписи.

В красильном царстве мы знакомимся и с мотивами майданской росписи. Для каждого вида изделий майданцы находят определенный мотив росписи. Так, грибки и птицы утопают в травах и цветах; матрешки украшены ветками пышных цветов; на яблоках – копилках и шкатулках вспыхивают пейзажи с яркой зарей; на яйцах - расписные клейма с птицами, цветами и даже кремлевскими башнями.

Среди множества вариантов мотивов часто варьируются - большая роза и яблоко.

По всей стране продаются полх - майданские изделия. По яркости и веселой пестроте никакие другие игрушки сравниться с ними не могут.

- Какие же игрушки мастерят в Полхов Майдане?

- Что чаще всего они рисуют на своих игрушках?

- Какие цвета используют мастера? (Ж + С = зеленая; ал. + ж = красная)

- Какое настроение вызывают у вас игрушки?

Посмотрите, с какой любовью мастерят игрушки в с. Полхов -Майдан.

На этих иллюстрациях представлена семья Бузденковых. Как сосредоточенно, ловко, быстро вытачивает хозяин дома игрушки из дерева. А с какой любовью их расписывают вот эти 2 женщины.

А вот как выглядят игрушки.

Палитра Полхов Майдана такая:желтая, бледно-розовая, алая, красная, голубая, зеленая, фиолетовая. Чаще всего в росписи встречается крупный цветок шиповника.

4. Повтор за учителем.

Давайте и мы с вами повторим за мастером элементы народной росписи: большую розу и бутон с листиками. (На парте у каждого ученика – образец). Показ на доске – учителем.

  • Сначала наводим контур черным цветным карандашом.
  • Разводим на палитре яркую желтую краску и наносим ее мазками внутри контура.
  • Не дожидаясь, пока желтый цвет высохнет, вливаем ярко-алый цвет, чтобы получить переливчатый цвет яблочка и цветка.

А теперь давайте попробуем нарисовать бутон с листиками. Посмотрите, какая краска еще используется ? Молодцы ! Справились с заданием.

5. Физминутка «Мы веселые матрешки».

6. Сочинение учащимися игрушки в подарок.

А сейчас вы сами станете народными мастерами, вы будете работать на фабрике игрушек, составлять «веселые узоры».

Дети, кто из вас может сказать, на какие группы красильщицы распределили «тарарушки»?

(Ответы детей). 1. Грибки 2. Матрешки. 3. Яблоки-копилки. 4. Яйца.

Перед вами много игрушек, выберите себе по вкусу. И вы должны помнить, что каждая игрушка имеет свой мотив росписи.

А вот этой группе ребят я дам индивидуальное задание: (На доске рисунок большой матрешки. У нее грустное выражение лица. Почему? Оказывается, ее надо украсить, чтобы она была нарядная, красивая, как это умеют делать Майданские мастера).

(У детей «кусочки ткани» - отглаженные и накрахмаленные. Дети должны сделать яркий рисунок для ткани, из которой можно сшить сарафан иатрешке, чтобы она повеселела).

Ребенок, закончив роспись, тихо подходит к матрешке и закрепляет на доске свой вариант росписи ткани. (Лицо матрешки незаметно меняется на на веселое).

Ну что ж, желаю вам удачи. Сделайте свои игрушки веселыми, яркими и нарядными.

7. Выставка работ. Анализ.

Иногда игрушки устраивают праздники. Увидеть такой праздник очень трудно. Таятся игрушки. Хотя рассказывают, что некоторые все же видели. Давайте затаимся, может, нам повезет...

1) Не хотела я плясать,
Стояла стеснялася,
А гармошка заиграла –
Я не удержалася!

2) Кабы, кабы, да кабы
На полу росли грибы,
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.

3) Я чай пила,
Самоварничала
Всю посуду перебила –
Накухарничала .

8. Итог урока.

Вот оказывается, какие удивительные игрушки. Они и петь, и плясать умеют.

- Давайте вспомним, ребята, какое значение имеет черный-контур наводка?

- Назовите отличительные признаки майданской росписи.

- А теперь я хочу увидеть, понравился вам урок или нет. Пожалуйста, покажите на яблочке, которое лежит у каждого из вас на парте. (У детей на парте лежит вырезанное из цветной бумаги яблоко, из него нужно вытащить червячка. Если урок понравился, надо вытянуть червячка как можно больше из яблока).