Данный урок разработан и проведён в рамках деятельности творческой группы «Современные педагогические технологии» с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностной технологии в начальной школе по образовательной системе «Школа 2100» во 2 классе, автор учебника Л.Г. Петерсон.
Цель:
- Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и обозначению углов;
- Познакомить с понятием «прямой угол»;
- Учить находить прямой угол с помощью чертёжного угольника;
- Отрабатывать навыки анализа и решения задач;
- Пополнять активный запас детей; учить работать в паре;
- Развивать математическую речь, мыслительные операции;
- Формировать познавательный интерес;
- Способствовать здоровьесбережению детей;
- Соблюдать гигиенические требования к уроку;
Тип урока: ОНЗ.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– В начале урока мне хочется напомнить известное вам высказывание А. Нивена.
(слайд 2)
Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен
– Прочитайте его хором.
– Как вы понимаете смысл этих слов? (Если смотреть, как другие анализируют, сравнивают, преодолевают какие-то трудности, а сам ты этого ничего не делаешь. То математику знать не будешь).
– Верно, я думаю, что вы успешно преодолеете все трудности, которые преподносит нам математика.
– Посмотрите, это … (Ёлочка.)
– Что необычного в изображении ёлочки? (Она составлена из геометрических фигур.)
– Назовите их. (Треугольники и прямоугольник.)
– А ведь ёлочка вам подсказывает, какому разделу математики будет посвящён урок. (Геометрии.)
– Да, и сегодня вам предстоит узнать новое из области геометрии.
– Молодцы! С чего начнём? (С повторения необходимого.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
- активизировать представление о плоскости и луче;
- тренировать умения чертить, обозначать и называть лучи;
- активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;
- организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.
(Слайд 3)
– Посмотрите, нас встречают жители этой страны
– Назовите эти фигуры одним словом. (Геометрические фигуры)
– Назовите многоугольники ( треугольник, квадрат, прямоугольник)
(По щелчку мыши многоугольники исчезают)
– Назовите геометрическую фигуру, которая состоит из 4-х звеньев ( незамкнутая ломаная линия)
(По щелчку мыши ломаная исчезает)
– Какая геометрическая фигура не имеет ни начала на конца? (прямая линия)
(По щелчку мыши прямая исчезает)
– Назовите лишнюю фигуру среди данных фигур. (отрезок)
(По щелчку мыши отрезок исчезает)
– Какие геометрические фигуры остались? (Лучи)
– Что вы знаете о геометрической фигуре луч? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны)
– Чем отличается луч от прямой? (Луч– это часть прямой, ограниченная с одной стороны, а прямая не имеет ни начала на конца).
– У вас на партах лежат модели лучей.
– Покажите точку, начало луча, покажите весь луч.
(Слайд 7)
– Сравните лучи АВ и АС.
– Что у них общего? (У них общее начало точка А)
– Возьмите модели лучей и наложите их друг на друга так, чтобы точки совпали, а части прямой расходились в разные стороны.
– На сколько частей лучи разделили плоскость? (На 2 части)
– Как бы вы назвали меньшую из этих частей) (Углом) (Слайд 8)
– Как докажете, что данная фигура является углом?
Дети обосновывают своё мнение и приходят к выводу, что не могут доказать, что данная фигура является углом.
– Почему же возникло затруднение при доказательстве того, что выбранная вами фигура угол? (Нам неизвестно, что такое угол, каковы признаки этой геометрической фигуры.)
– Молодцы! Поняв причину, дальше надо … (Поставить цель, выяснить, что такое угол, выявить его признаки.)
– Назовите тему урока. (Угол.)
Открыть часть темы на доске.
III. «Открытие» нового знания.
Цель:
- организовать построение нового знания об угле;
- организовать фиксацию нового знания в речи;
- организовать выполнение задания, вызвавшего ранее затруднение;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения
– Покажите точку, общее начало лучей.
– Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла) (слайд 9)
– Покажите лучи, которые образуют угол.
– Как их называют? (Стороны угла.) (слайд 10)
– Сколько вершин у угла? (1)
– Сколько сторон у угла? (2)
– Так из чего состоит угол? (Из точки – вершины и двух лучей – сторон, которые выходят из этой точки - вершины)
– Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки - вершины и двух лучей - сторон, которые выходят из этой точки)
– Продолжаем заполнять геометрический словарь.
– Какие новые слова в него добавили? (Угол, вершина угла, сторона угла).
– Вы конечно знаете, что у каждой геометрической фигуры есть имя, и у углов тоже есть имя.
– Аня, как тебя называет мама? А тебя Саша?
– Вас дома называют разными именами.
– И угол тоже можно назвать по-разному.
– Прочитайте его имя в учебнике на стр. 38.
– Что интересного заметили при чтении имён угла? (Буква, которая называет вершину читается в середине)
– Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком:
– Запишем этот знак в тетради.
– Начинаем писать с верхнего правого угла клетки, ведём наклонную в нижний левый угол клетки и вправо по нижней стороне клетки в нижний правый угол. (Дети записывают знак в тетради)
– Как пишется ваше имя?
– А теперь обратите внимание на то, как пишется имя угла. (Все буквы заглавные)
– Как вы думаете, почему так записывают угол? (По названию вершины угла.)
– Правильно. Запишите имя угла в тетради.
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного знания с проговариванием во внешней речи.
– А теперь потренируемся в записи углов.
– Выполним задание №2 с.38
– Прочитайте задание.
– Работать будем в парах.
– Один из вас назовёт имена углов. А другой вершины и стороны угла.
– А теперь запишите различные обозначения углов.
(слайд 11)
– Проверяем первый угол, если вы записали так, поставьте «+».
– Катя. Прочитай названия второго угла, если вы записали так, поставьте «+».
– Самостоятельно проверьте, так ли вы записали названия третьего угла, если вы записали так, поставьте «+».
– У кого получилось три «+», у кого два, у кого один.
– Молодцы. А теперь отдохнём и посчитаем.
Физминутка «Счёт через 4»
– Продолжаем работу.
V. «Открытие» нового знания (продолжение)
Цели:
- организовать построение нового знания о прямом угле;
- организовать фиксацию нового знания в речи.
– Скажите, а можно ли угол сделать больше или меньше по размеру?
(слайд 12-13)
– Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.
– Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру)
– Верно, углы бывают разные, и наша задача узнать, какой угол самый главный
– Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.
– Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.
– На сколько частей прямые разделили плоскость? (на 4 части)
– Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются)
– Сколько углов образовали пересекающиеся прямые? (4)
– Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.
– Может кто-нибудь знает названия этих углов?
– Это прямые углы (слайд 14)
– Покажите пальчиком каждый прямой угол.
– Раскрасьте прямые углы разными цветами.
– Поставьте точку на пересечении прямых.
– Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла)
(слайд 15)
– Покажите, где в жизни встречается прямой угол?
– А вот, если две пересекающиеся прямые образуют прямой угол, то их называют перпендикулярными прямыми)
( Повесить на доску карточку)
– Какими новыми понятиями пополнился наш словарь? (Прямой угол, перпендикулярные прямые).
– Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на партах лежит ещё один чертёжный инструмент.
– Кто знает, как он называется?
– Правильное его название чертёжный угольник.
– Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.
– Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?
– Итак, какова наша задача? (Научиться с помощью угольника определять прямые углы.)
(слайд 16)
– Составим алгоритм.
- Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла.
- Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла.
- Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.
– Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей нас обстановке.
VI. Самостоятельная работа c самопроверкой.
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение новых знаний.
Работа по учебнику с. 39 №4.
– А теперь самостоятельно найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника.
Проверка работы с помощью доски.
– Самостоятельно проверьте, так ли вы нашли прямые углы, если так, поставьте «+».
– Каким новым понятием пополнился наш словарь? (чертёжной угольник).
– Какие новые жители поселились в стране Геометрия? (угол, прямой угол) (слайд 12-13)
– Посмотрите на все фигуры (слайд 17) и скажите, какие фигуры имеют углы?
– А какие имеют прямые углы?
– Что мы знали о прямоугольнике? А о квадрате?
– А что нового узнали?
VII. Повторение изученного.
– Решим задачу, в которой говорится о прямоугольнике и квадрате.
Работа по учебнику с.40 №9.
Задача: Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 2см и вычисли его периметр. А теперь начерти квадрат с таким же периметром.
– Прочитайте задачу про себя.
– А теперь прочитайте задачу вслух, чтобы узнать, что известно в задаче, а что надо найти.
– Что же нам известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Прежде чем вычислить Р, что надо сделать? (Начертить прямоугольник)
– А потом? (Найти Р).
– Как найти Р прямоугольника? (Надо длину всех сторон сложить).
– Начертите прямоугольник и найдите его Р самостоятельно.
(Проверка: решение дети записывают на доске)
– Прочитайте, что ещё нужно сделать в этой задаче.
– Любой ли квадрат надо начертить? (Нет).
– А какой? (С таким же Р).
– Сможем начертить? Почему? (Не знаем сторону квадрата)
– Что мы знаем о квадрате?
– Как узнать сторону квадрата)
– Как представить 16 четырьмя одинаковыми слагаемыми?
– Значит чему равна сторона квадрата?
– Начертите квадрат.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;
- создать условия для фиксации учащимися в речи нового знания, изученного на уроке: что такое угол, как определить прямой угол;
- организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
- организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать, что такое угол, его признаки.)
– Достигли цели? Докажите.
– Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)
– Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.)
– Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.)
– Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)
– Каким значком обозначают прямой угол?
– Как записывают название углов? (Пишут значок угла и букву, обозначающую вершину угла, или три буквы, причём букву, обозначающую вершину, пишут в середине.)
– Оцените свою работу на уроке.
– Выберите круги:
Зелёный – доволен собой, всё понял:
Жёлтый – допускал неточность, неуверен в знаниях;
Красный – надо постараться и успех придёт.
Список использованной литературы.
- Петерсон Л.Г. Математика 2 класс.
- Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. Методические рекомендации для учителя.
- Петерсон Л.Г., И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики.
- Петерсон Л.Г. деятельностный метод обучения. Образовательная система «Школа 2000…».
- «Школа 2000…» Математика для каждого. Технология, дидактика, мониторинг.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…».
- Сценарии уроков к учебнику «Математика» 2 класс.