Цель:формирование умения определять порядок действий в числовых выражениях без скобок и со скобками.
Задачи:на основе сравнения выражений выяснить возможность их равенства; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование: интерактивная доска; проектор; презентация; учебник математики И. И. Аргинской, 4 класс, I часть; конверты с карточками (красного, голубого, белого, зелёного, жёлтого цвета) заданий.
ХОД УРОКА
1. Подготовка к восприятию
– Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас много интересной работы. Будем думать, рассуждать, запоминать. Желаю вам творческих удач.
2. Организационный момент
– Предлагаю начать с задачи. Выполнив это задание, вы узнаете девиз нашего урока..
3. Устный счёт
а) – Прочитайте текст, который перед вами на доске (Слайд 2):
Привезли 12 ящиков яблок по 30 кг в каждом и 8 ящиков груш по 40 кг в каждом.
– Что это? (Условие задачи)
На столах у некоторых ребят лежат карточки красного цвета (Приложение 1). Вам необходимо взять их, не показывая никому. В соответствии с данным условием и тем, выражением, которое оказалось у вас на карточке, вы должны поставить вопрос к задаче. Остальные ребята должны выбрать то выражение среди предложенных на слайде (Слайд 2), которое будет решением данной задачи.
30 х 12 40 х 8 30 х 12 + 40 х 8
12 – 8 40 – 30 30 х 12 – 40 х 8
Дети предлагают свои варианты вопросов, а другие ищут решение. Если решение выбрано правильно, то отвечающему даётся право перейти к следующему слайду (достаточно нажать на выбранный объект). Попадая на слайд 3, ученик получает возможность достать любую звезду (один щелчок). Вернуться на предыдущий слайд можно, наведя мышку на облачко и т. д. В результате на доске появляется фраза: Кто малого не может, тому и большее невозможно.
б) – Как вы понимаете смысл этого выражения? (Высказывания детей) Это слова русского учёного, если вы выполните верно, действия (Слайд 4), то узнаете кто он.
(44 : 2 + 11) х 20 + 30 х 5
190 – Подумай!
288 – Подумай!
810 – М. В. Ломоносов
По ссылке на число дети определяют, что это М. В. Ломоносов.
– Что вы о нём знаете? (Родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом)
На слайде 6 портрет Михаила Васильевича Ломоносова.
– В каком произведении мы встречали упоминание о нём? («Школьник» Н. Некрасов) Его слова и будут девизом нашего урока.
4. Постановка проблемы
– У вас на столах лежат карточки голубого цвета (Приложение 2). Работать будете в группе. Расставьте порядок выполнения действий в схемах:
– Какие трудности у вас возникли?
– Почему можно определить порядок действий во
второй схеме, а в третьей нельзя?
– В каком порядке должны выполняться действия в
сложном выражении?
– Как вы думаете, какие знания мы будем
закреплять на этом уроке? (Открывается тема
на доске, определяется цель)
– Запишите, пожалуйста, в тетрадь число и
классная работа. В экспертных листах (Приложение
6) определите критерии оценки вашей
деятельности на уроке.
5. Работа по теме урока
а) – Откройте учебники на стр. 78 № 137.
– Чем похожи и чем различаются первые два
выражения?
– Будут ли равны значения выражений. Найдите
значения выражений. (Два человека работают у
доски).
– Вы были правы?
– Измените, каждое данное выражение так, чтобы их
значения не изменились (1 вариант).
– Измените, каждое данное выражение так, чтобы их
значения изменились (2 вариант).
(Если дети не справятся с этим заданием самостоятельно, то ведётся комментированная работа у доски с учителем)
– Ребята, где нам может пригодиться умение находить значение сложного выражения? (Решать задачи)
б) Работа над задачей (Слайд 7).
Цена | Количество | Стоимость | |
Чайник | 1320 руб. | 3 шт. | }5960 руб. |
Утюг | ? руб. | 2 шт. |
– Составь задачу, используя таблицу.
– Что мы должны знать, чтобы ответить на главный
вопрос задачи? Можем это сделать сразу?
– Можем мы узнать стоимость утюгов? Почему?
– Можем мы узнать стоимость чайников? Как?
– Решите задачу, записывая решение сложным
выражением. (Один ученик работает у доски)
(5960 – 1320 х 3) : 2 = 1000 (руб.)
Ответ: 1000 рублей стоит один утюг.
– Давайте ещё раз проговорим порядок выполнения действий в сложных выражениях.
6. Самостоятельная работа. Проверка умения находить значения выражений в несколько действий.
– Используя эти знания, найдите ошибки в определении порядка действий на карточках белого цвета (Приложение 3). Выберите вариант и найдите значение выражения.
3 1 2 4
а) 280875 + (25812 – 1356 х 18) : 6
2 3 1 4
б) 7567 – (723 х 23 + 1371) : 3
– Кто выбрал вариант а? б?
– Кто решил оба варианта?
– Проверьте значения: а)
281109 б) 1567
– У кого такой ответ?
– Где могли допустить ошибки? (В
порядке действий, в выполнении арифметических
действий)
7. Рефлексия и домашнее задание
– Оцените свою работу в экспертных листах (Приложение 6). Что
сегодня мы закрепляли на уроке математики?
– У кого возникли трудности в определении
порядка действий? Тот выполнит дома задания на
зелёных карточках (Приложение 4):
– Найдите значения выражений.
512 х (3159 – 844 – 2215 : 5)
(413 х 17 + 97) х 95 : 5
– У кого ошибки в выполнении действий? Тот выполнит задания на жёлтых карточках (Приложение 5):
– Найдите значения выражений.
314359 + 56749 546893 – 207562 7354 х 46 429 х 562
347 х 256 20032 : 4 12630 : 6