Урок математики в 4-м классе "Порядок действий в сложных выражениях"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:формирование умения определять порядок действий в числовых выражениях без скобок и со скобками.

Задачи:на основе сравнения выражений выяснить возможность их равенства; совершенствовать навыки решения задач; развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: интерактивная доска; проектор; презентация; учебник математики И. И. Аргинской, 4 класс, I часть; конверты с карточками (красного, голубого, белого, зелёного, жёлтого цвета)  заданий.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию

– Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас много интересной работы. Будем думать, рассуждать, запоминать. Желаю вам творческих удач.

2. Организационный момент

– Предлагаю начать с задачи. Выполнив это задание, вы узнаете девиз нашего урока..

3. Устный счёт

а) – Прочитайте текст, который перед вами на доске (Слайд 2):

Привезли 12 ящиков яблок по 30 кг в каждом и 8 ящиков груш по 40 кг в каждом.

– Что это? (Условие задачи)  

На столах у некоторых ребят лежат карточки красного цвета (Приложение 1). Вам необходимо взять их, не показывая никому. В соответствии с данным условием  и тем, выражением, которое оказалось у вас на карточке, вы должны поставить вопрос к задаче. Остальные ребята должны выбрать то выражение среди предложенных на слайде (Слайд 2), которое будет решением данной задачи.

30 х 12            40 х 8                    30 х 12 + 40 х 8
12 – 8             40 – 30                   30 х 12 – 40 х 8

Дети предлагают свои варианты вопросов, а другие ищут решение. Если решение выбрано правильно, то отвечающему даётся право перейти к следующему слайду (достаточно нажать на выбранный объект). Попадая на слайд 3, ученик получает возможность достать любую звезду (один щелчок). Вернуться на предыдущий слайд можно, наведя мышку на облачко и т. д.  В результате на доске появляется фраза: Кто малого не может, тому и большее невозможно.

 б)Как вы понимаете смысл этого выражения? (Высказывания детей) Это слова русского учёного, если вы выполните верно, действия (Слайд 4), то узнаете кто он.

(44 : 2 + 11) х 20 + 30 х 5

190 – Подумай!
288 – Подумай!
810 – М. В. Ломоносов

По ссылке на число дети определяют, что это М. В. Ломоносов.

Что вы о нём знаете? (Родился в Архангельской губернии, в рыбацкой семье. Пешком отправился учиться в Москву, стал поэтом, химиком, физиком, астрономом)

На слайде 6 портрет Михаила Васильевича Ломоносова.

– В каком произведении мы встречали упоминание о нём? («Школьник» Н. Некрасов) Его слова и будут девизом нашего урока.

4. Постановка проблемы

 – У вас на столах лежат карточки голубого цвета (Приложение 2). Работать будете в группе. Расставьте порядок выполнения действий в схемах:

– Какие трудности у вас возникли?
– Почему можно определить порядок действий во второй схеме, а в третьей нельзя?
– В каком порядке должны выполняться действия в сложном выражении?
– Как вы думаете, какие знания мы будем закреплять на этом уроке? (Открывается тема на доске, определяется цель)
– Запишите, пожалуйста, в тетрадь число и классная работа. В экспертных листах (Приложение 6) определите критерии оценки вашей деятельности на уроке.

5. Работа по теме урока

а) – Откройте учебники на стр. 78 № 137.
– Чем похожи и чем различаются первые два выражения?
– Будут ли равны значения выражений. Найдите значения выражений. (Два человека работают у доски).
– Вы были правы?
– Измените, каждое данное выражение так, чтобы их значения не изменились (1 вариант).
– Измените, каждое данное выражение так, чтобы их значения  изменились (2 вариант).

(Если дети не справятся с этим заданием самостоятельно, то ведётся комментированная работа у доски с учителем)

– Ребята, где нам может пригодиться умение находить значение сложного выражения? (Решать задачи)

б) Работа над задачей (Слайд 7).

  Цена Количество Стоимость
Чайник 1320 руб. 3 шт. }5960 руб.
Утюг ? руб. 2 шт.

– Составь задачу, используя таблицу.
– Что мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? Можем это сделать сразу?
– Можем мы  узнать стоимость утюгов? Почему?
– Можем мы узнать стоимость чайников? Как?
– Решите задачу, записывая решение сложным выражением. (Один ученик работает  у доски)

(5960 – 1320 х 3) : 2 = 1000 (руб.)

Ответ: 1000 рублей стоит один утюг.

– Давайте ещё раз проговорим порядок выполнения действий в сложных выражениях.

6. Самостоятельная работа. Проверка умения находить значения выражений в несколько действий.

– Используя эти знания, найдите ошибки в определении порядка действий на карточках белого цвета (Приложение 3). Выберите вариант и найдите значение выражения.

                 3              1          2        4
а) 280875 + (25812 – 1356 х 18) : 6
            2         3     1            4         
б) 7567 – (723 х 23 + 1371) : 3

– Кто выбрал вариант а?    б?
– Кто решил оба варианта?
– Проверьте значения:     а) 281109          б) 1567
– У кого такой ответ?
Где могли допустить ошибки? (В порядке действий, в выполнении арифметических действий)

7. Рефлексия и домашнее задание

– Оцените свою работу в экспертных листах (Приложение 6). Что сегодня мы закрепляли на уроке математики?
– У кого возникли трудности в определении порядка действий? Тот выполнит дома задания на зелёных карточках (Приложение 4):
– Найдите значения выражений.

512 х (3159 – 844 – 2215 : 5)

(413 х 17 + 97) х 95 : 5

– У кого ошибки в выполнении действий? Тот выполнит задания на жёлтых карточках (Приложение 5):

– Найдите значения выражений.

314359 + 56749        546893 – 207562        7354 х 46       429 х 562

347 х 256                  20032 : 4                    12630 : 6