Урок в технологии педагогических мастерских по теме "Человек в ландшафте"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


"Педагогические мастерские - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей." Н.И. Белова . Технология может охватывать любую часть учебного процесса. Место урока может быть выбрано, как начало темы, окончание или в центре большой темы.

Тема: ЧЕЛОВЕК В ЛАНДШАФТЕ.

Цели урока:

  • Выявить особенности природного и антропогенного ландшафта.
  • Определить виды антропогенных ландшафтов и их географию, рассмотреть влияние человека на природные ландшафты .Проверить усвоение темы ПТК.

Задачи :

  • развивать коммуникативные способности,
  • формировать навыки работы в коллективе,
  • воспитывать умение слушать друг друга,
  • учить декларировать полученный результат.

Оборудование:

  • АРМ учителя,
  • интерактивная доска,
  • конверты с заданиями,
  • фломастеры,
  • листы бумаги.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие классу, объяснение особенностей посадки на этом уроке.

II. Обобщение знаний.

1. Индуктор:

Ученики видят видеоряд изображающий разнообразные природные ландшафты и антропогенные. Слышат звук классической музыки. Как вы думаете в чем связь этих объектов? Рисунки1-6.

Ответы учащихся могут быть разнообразны( ПТК, городские ландшафты, антропогенные ландшафты, красота, гармоничность).

Деление на группы.

Каждый ученик должен взять себе изображение того ландшафта, который ему нравиться. Раздаточный материал имеет карточки с изображениями культурных, природных, с/х , городских, природно-технических ландшафтов , промаркированных разными цветами.

(карточки 1-5, РИС 9-13).

2. Деконструкция.

Задание 1. Определите, что общего у ваших ландшафтов. Какую роль играет человек в вашем ландшафте? Какова сохранность компонентов ПТК? (работа в группах со схемами ПТК)

  • Группа 1: "городской ландшафт".
  • Группа 2: "С/Х ландшафт."
  • Группа 3: "культурный ландшафт.
  • Группа 4: "природный ландшафт".
  • Группа 5: "природный ландшафт".

Социоконструкция

Учитель предлагает каждой группе вместе подумать над заданием, выбрать докладчика по заданию 1.

Социализация ( обсуждение в группе полученных результатов) . Декларируют своё мнение группе. Выясняется, что наибольшей сохранностью компонентов ПТК обладают природные ландшафты.

3. Реконструкция.

Решение задания 1:.Каждая группа создает схему на листе. Наличие всех компонентов ПТК является общим для всех ландшафтов, а взаимодействие и сохранность компонентов разная.

4. Афиширование.

У доски докладчики демонстрируются полученные схемы, сообщают о полученных результатах: сохранность компонентов ПТК наиболее низкая у городских ландшафтов, особенно страдают почва, вода, растительный и животный мир. Учитель помогает правильно сформулировать мысль, если это необходимо. Выслушивается мнение всех докладчиков с учетом временных рамок урока. (на доске презентация: 4-6 слайд)

Задание 2.Учитель дает конверт с заданием каждой определившейся группе. (Каждой группе предлагается построить схему равновесия между природой и человеком, определить в каком состоянии находятся они в их ландшафте: в равновесии или дисбалансе) .

5. Реконструкция. Решение задания 2.

Группы называют городской и с/х ландшафты, как наименее равновесные, а природные - сбалансированными. Остается культурный ландшафт, который можно отнести как к равновесному, так и к дисбалансному.

6. Афиширование.

Выступление докладчиков сопровождается демонстрацией схем с выполненными заданиями по группам.

7. Разрыв.

Учитель предлагает подумать о создании органичных культурных ландшафтов не нарушающих природные ландшафты.

Демонстрация фрагмента фильма "Земля после нас", Ученикам в каждой группе предлагается спрогнозировать будущее Земли, нарисовать пейзаж будущего. Или предлагается выполнить тест:

Выходящий контроль. Каждая группа получает тест в конверте.:

1. Какой вид ландшафтов создан деятельностью человека?

А) широколиственный лес

Б) сад

В) степь.

2. Какие компоненты природы в большей степени влияют на разнообразие природных ландшафтов:

А) рельеф, климат, горные породы.

Б) человек, климат.

3. Для какого вида ландшафтов характерен замкнутый сбалансированный круговорот веществ:

А) антропогенный,

Б) природный.

4. На какой территории России будут преобладать природные ландшафты:

А) Восточно-Европейская равнина,

Б) Северная часть Среднесибирского плоскогорья.

5. Культурный ландшафт это:

А) городские постройки,

Б) промышленные предприятия,

В) сады, парки, пляжи.

6. Устойчивость в антропогенных ландшафтах сохраняется:

А) естественным путем,

Б) хозяйственными мероприятиями человека.

7. Чем отличается биоценоз в антропогенном ландшафте:

А) доминантов средообразователей выбирает человек,

Б) доминанты определены в процессе развития.

На слайде может быть дан ключ к тесту и критерии оценок для самоконтроля.

III. Подведение итогов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф 30, рисунок "Город будущего".

6. РЕФЛЕКСИЯ.

На доске изображение двух ландшафтов природного и промышленного.

(рисунки7-8)

Где бы вы хотели увидеть себя: на фоне экологически чистого природного ландшафта или на фоне промышленного. Прикрепите зеленый листик рядом с изображением выбранного ландшафта.

Визуально группы увидят мнение класса. Листочки они могут забрать на память в конце урока.

рис. 1

рис. 6

рис. 2

рис. 7

рис. 3

рис. 8

рис. 4

рис. 9

рис. 5

Литература.

1.Учебник И.И. Баринова География. Природа России. 8 класс. - М: Дрофа, 2005 год.

2. Методическое пособие Е.А Жижинова Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс.- М: Вако, 2005 год.

3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html

4. www.oot-kaf.ru

5. www. svali.ru