"Педагогические мастерские - это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей." Н.И. Белова . Технология может охватывать любую часть учебного процесса. Место урока может быть выбрано, как начало темы, окончание или в центре большой темы.
Тема: ЧЕЛОВЕК В ЛАНДШАФТЕ.
Цели урока:
- Выявить особенности природного и антропогенного ландшафта.
- Определить виды антропогенных ландшафтов и их географию, рассмотреть влияние человека на природные ландшафты .Проверить усвоение темы ПТК.
Задачи :
- развивать коммуникативные способности,
- формировать навыки работы в коллективе,
- воспитывать умение слушать друг друга,
- учить декларировать полученный результат.
Оборудование:
- АРМ учителя,
- интерактивная доска,
- конверты с заданиями,
- фломастеры,
- листы бумаги.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие классу, объяснение особенностей посадки на этом уроке.
II. Обобщение знаний.
1. Индуктор:
Ученики видят видеоряд изображающий разнообразные природные ландшафты и антропогенные. Слышат звук классической музыки. Как вы думаете в чем связь этих объектов? Рисунки1-6.
Ответы учащихся могут быть разнообразны( ПТК, городские ландшафты, антропогенные ландшафты, красота, гармоничность).
Деление на группы.
Каждый ученик должен взять себе изображение того ландшафта, который ему нравиться. Раздаточный материал имеет карточки с изображениями культурных, природных, с/х , городских, природно-технических ландшафтов , промаркированных разными цветами.
(карточки 1-5, РИС 9-13).
2. Деконструкция.
Задание 1. Определите, что общего у ваших ландшафтов. Какую роль играет человек в вашем ландшафте? Какова сохранность компонентов ПТК? (работа в группах со схемами ПТК)
- Группа 1: "городской ландшафт".
- Группа 2: "С/Х ландшафт."
- Группа 3: "культурный ландшафт.
- Группа 4: "природный ландшафт".
- Группа 5: "природный ландшафт".
Социоконструкция
Учитель предлагает каждой группе вместе подумать над заданием, выбрать докладчика по заданию 1.
Социализация ( обсуждение в группе полученных результатов) . Декларируют своё мнение группе. Выясняется, что наибольшей сохранностью компонентов ПТК обладают природные ландшафты.
3. Реконструкция.
Решение задания 1:.Каждая группа создает схему на листе. Наличие всех компонентов ПТК является общим для всех ландшафтов, а взаимодействие и сохранность компонентов разная.
4. Афиширование.
У доски докладчики демонстрируются полученные схемы, сообщают о полученных результатах: сохранность компонентов ПТК наиболее низкая у городских ландшафтов, особенно страдают почва, вода, растительный и животный мир. Учитель помогает правильно сформулировать мысль, если это необходимо. Выслушивается мнение всех докладчиков с учетом временных рамок урока. (на доске презентация: 4-6 слайд)
Задание 2.Учитель дает конверт с заданием каждой определившейся группе. (Каждой группе предлагается построить схему равновесия между природой и человеком, определить в каком состоянии находятся они в их ландшафте: в равновесии или дисбалансе) .
5. Реконструкция. Решение задания 2.
Группы называют городской и с/х ландшафты, как наименее равновесные, а природные - сбалансированными. Остается культурный ландшафт, который можно отнести как к равновесному, так и к дисбалансному.
6. Афиширование.
Выступление докладчиков сопровождается демонстрацией схем с выполненными заданиями по группам.
7. Разрыв.
Учитель предлагает подумать о создании органичных культурных ландшафтов не нарушающих природные ландшафты.
Демонстрация фрагмента фильма "Земля после нас", Ученикам в каждой группе предлагается спрогнозировать будущее Земли, нарисовать пейзаж будущего. Или предлагается выполнить тест:
Выходящий контроль. Каждая группа получает тест в конверте.:
1. Какой вид ландшафтов создан деятельностью человека?
А) широколиственный лес
Б) сад
В) степь.
2. Какие компоненты природы в большей степени влияют на разнообразие природных ландшафтов:
А) рельеф, климат, горные породы.
Б) человек, климат.
3. Для какого вида ландшафтов характерен замкнутый сбалансированный круговорот веществ:
А) антропогенный,
Б) природный.
4. На какой территории России будут преобладать природные ландшафты:
А) Восточно-Европейская равнина,
Б) Северная часть Среднесибирского плоскогорья.
5. Культурный ландшафт это:
А) городские постройки,
Б) промышленные предприятия,
В) сады, парки, пляжи.
6. Устойчивость в антропогенных ландшафтах сохраняется:
А) естественным путем,
Б) хозяйственными мероприятиями человека.
7. Чем отличается биоценоз в антропогенном ландшафте:
А) доминантов средообразователей выбирает человек,
Б) доминанты определены в процессе развития.
На слайде может быть дан ключ к тесту и критерии оценок для самоконтроля.
III. Подведение итогов.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф 30, рисунок "Город будущего".
6. РЕФЛЕКСИЯ.
На доске изображение двух ландшафтов природного и промышленного.
(рисунки7-8)
Где бы вы хотели увидеть себя: на фоне экологически чистого природного ландшафта или на фоне промышленного. Прикрепите зеленый листик рядом с изображением выбранного ландшафта.
Визуально группы увидят мнение класса. Листочки они могут забрать на память в конце урока.
рис. 1 |
рис. 6 |
рис. 2 |
рис. 7 |
рис. 3 |
рис. 8 |
рис. 4 |
рис. 9 |
рис. 5 |
Литература.
1.Учебник И.И. Баринова География. Природа России. 8 класс. - М: Дрофа, 2005 год.
2. Методическое пособие Е.А Жижинова Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс.- М: Вако, 2005 год.
3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html
4. www.oot-kaf.ru
5. www. svali.ru