Цель: повторить изученные части речи; воспроизвести и обобщить знания обучающихся об именах существительных, развивать воображение, орфографическую зоркость, умение работать в паре, в группе.
Ход урока
I. Организационный момент
Ученик:
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Ученик:
Осень - прекрасное время года. Летят осенние листья. Мы собираем красивые листья для гербария.
II. Актуализация знаний
Минутка письма
Учитель: Запишите букву, которая обозначает согласный, парный, глухой, мягкий звук в слове «осень».
Письмо буквы «с».
Учитель: Запишите слоги в соединениях с «с».
Учитель: Запишите слова на осеннюю тему, чтобы в них была буква «с».
Астра, гладиолус, солнышко, осень, осенний, серебристый, золотистый, листва, осина, капуста.
Взаимопроверка в парах.
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня мы вспомним название частей речи и более подробно поговорим об одной из них.
IV. Работа по теме урока
1. Учитель: Мы живём в России и называем себя россиянами. Есть страна, у которой волшебное название. Оно похоже на журчание ручейка. Эта страна называется «Речь». В ней живут части речи. Сегодня там осенний праздник – конкурсная программа. На сцену приглашаются представители частей речи.
Каждая часть речи рассказывает о себе.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное и другие части речи.
Учитель: Давайте среди гостей отыщем знакомые частей речи.
2. Работа в тетрадях
Выполнение задания по группам: с.33 у.62
- 1 группа Выписать имена существительные.
- 2 группа Выписать имена прилагательные.
- 3 группа Выписать глаголы.
- 4 группа Синтаксический разбор предложения. Застучит на сухом дереве труженик дятел.
- 5 группа Синтаксический разбор предложения. Готовятся к отлёту певчие птицы.
- 6 группа. Звукобуквенный анализ слова «дрозд».
Проверка
3. Домашнее задание: подготовиться к диктанту.
Учитель: Больше всего гостей – имен существительных.
4. Признаки имён существительных. Род имён существительных.
Учитель: Конкурсная программа продолжается. Волшебная палочка имени существительного поможет превратить слова в разные предметы.
Задание: записать слова в столбик. Образовать имена существительные при помощи суффиксов; суффиксы выделить:
- Золотой - золотинка
- Жёлтый - желтизна
- Ходить – ходьба
Как определить род имён существительных? (Схематический рисунок)
Учитель: Запишите слова чистюля, плакса, тюль, кофе. Определите род имён существительных.
Вывод: Существуют имена существительные общего рода, а род имён существительных кофе и тюль нужно запомнить. (мужской род)
Что ещё необходимо запомнить к уроку?
5. Письмо по памяти упр. 46
Взаимопроверка
На интерактивной доске таблица
(род, число, одушевленные имена существительные, неодушевленные).
Учитель: Что еще нужно сказать об именах существительных? (одушевленные, неодушевленные). Приведите примеры.
6. Устная работа.
одушевленные | неодушевленное |
цапля | капля |
Маша | каша |
… | … |
Физкультминутка
7. Работа в группах
Учитель: Конкурсная программа продолжается.
1 группа Списать текст, подчеркнуть имена существительные.
Осенняя ёлочка.
Осенью дарят зелёной ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки. Ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. На ёлочке появляется праздничный наряд.
2 группа Работа с деформированным текстом.
Подарки, осенью, ёлочке, дарят, зелёной
Красные, осина, фонарики, дарит
Оранжевые, клён, звёздочки, роняет
Рыбки, золотыми, тонкими, ива, осыпает, ёлочку
3 группа Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
Осенняя ёлочка.
Ос..нью дарят з..лёной ёл..чке п..дарки. Осина дарит красные фонарики. Клён р..няет оранжевые звёздочки. Ива ..сыпает ёлочку тонкими зол..тыми рыбками. На ёлочке по..вляется праз..ничный наряд.
4 группа Списать текст, определить род и число существительных.
Осенняя ёлочка.
Осенью дарят зелёной ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки. Ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. На ёлочке появляется праздничный наряд.
5 группа Творческая работа. Составить картину осени и устный рассказ.
Осенняя ёлочка.
Осенью дарят зелёной ёлочке подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёздочки. Ива осыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. На ёлочке появляется праздничный наряд.
Проверка.
Осенняя ёлочка. Ёлочка получает подарки.
Какое самое приятное слово?
Дети: Подарок!!!
Задание: Записать цепочку однокоренных слов и разобрать их по составу.
Подарки – подарочный, подарить, дар, дарёный.
V. Итог урока
Учитель: Попадёт ли имя существительное в призёры?
Тихо капают капельки тёплые, красивые. Они, капли летнего дождя, хотят проститься с нами. (На капельках написаны вопросы к беседе.)
Схема на доске
Беседа:
- Что такое имя существительное?
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются?
Учитель: Наш конкурс завершается. Королева осени – имя существительное.
Всем спасибо за работу. Урок окончен!