Процессы в живой и неживой природе. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок решения частных задач.

Тема: «Процессы в живой и неживой природе (развитие одуванчика, бабочки, рост кристаллов)»

Задача: организация наблюдения за процессами в живой и неживой природе.

Цели:

  • формировать умение устанавливать последовательность процессов;
  • выделять прошлое и настоящее состояние объекта;
  • называть процессы словами подписывать их символически;
  • умение обобщать свои наблюдения.

Развивающие:

  • развивать образное мышление;
  • развивать наблюдательность;
  • способствовать развитию устной речи;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • развивать умение моделировать.

Воспитательные:

  • прививать интерес к учебной деятельности;
  • прививать культуру учебного труда.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы организации образовательного процесса: самостоятельный, фронтальный, квазиисследовательский.

Оборудование: на партах у учащихся учебник Е.В. Чудиновой «Окружающий мир», картинки с одуванчиками, листы с текстами, выращенные кристаллы, мультимедийный проектор, электронный учебник по биологии, презентация к уроку.

Создание «ситуации успеха».

У. Добрый день. Начнём урок окружающего мира.

(слайды 1-4 с картинами о природе) Удивительный мир природы. Вечноизменяющийся, он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. У нас возникает множество вопросов.

Если я чего-то не знаю, но хочу узнать, я могу……….

Д. Я могу спросить у взрослого, прочитать в книге, понаблюдать. (Слайд 5)

         

У. Давайте вспомним, когда мы наблюдаем, какими органами чувств мы пользуемся?

Д. Органами слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

(Слайд 6 с органами чувств)

У. Что необходимо для наблюдения?

Д. Объект. (Слайд 7)

У.Мы с вами знаем, что любой объект может находиться в разных ………..

Д. Состояниях.

У. А изменение состояния объекта называется …….

Д. Процессом.

У. А процессы мы учились записывать в виде символов. Давайте озвучим эти записи.

Вместо схем процессов назовите слова. (Текст на доске)

         

     

День       

Ночь       

У. Таяние снега, продолжительности дня и ночи. К какой природе относятся эти процессы? (К живой или неживой природе?)

Д. К неживой природе. (Слайд 9)

У. Наблюдениями за неживой природой мы занимались на прошлых уроках, а сегодня я предлагаю вам понаблюдать за объектами живой природы. Я надеюсь, что вы будете настоящими наблюдателями и исследователями природы.

Постановка задачи.

А теперь послушайте первую загадку от живой природы. Я предлагаю узнать объект по его описанию.

Это растение растёт на лугах, полянах, опушках и у дорог. Цветёт в мае-июне. Цветы этого растения жёлтые, раскрываются по утрам в солнечную погоду. Когда появляются семена, он становится белым шаром.

Д. Это одуванчик. (На доске фотография одуванчика)

У. В нашем классе много любознательных детей, которые с удовольствием читают книги о природе. Об этом цветке нам расскажет Дима.

Д. У одуванчика есть одна удивительная способность. Он может предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду они раскрываются между пятью и шестью часами утра, а закрываются около трёх часов дня.

В народной медицине его называют жизненным эликсиром и применяют при разных болезнях. Из цветков варят варенье, а поджаренные корни используют как заменитель кофе.

Наблюдения над объектами живой и неживой природы

У. Думаю, что вы, юные исследователи, хотите узнать, как это растение развивается. Я уверена, вы все уже наблюдали за этим процессом в лесу, на лугу, на обочинах дорог. Ведь одуванчики растут даже в нашем северном городе. Итак, мои юные друзья, понаблюдаем за развитием одуванчика.

Возьмите разрезные картинки и разложите их последовательно так, как, по вашему мнению, развивается (растёт) растение.

( Дети работают с разрезными картинками, 1 человек у доски).

На доске может быть два варианта последовательности: один начинается с семечка, а другой – с растения с семенами. Один вариант предлагает учитель.

У. Давайте сравним, как получилось у вас и на доске. (Озвучиваются обе последовательности). Как будет правильно?

Приклеим картинки в любой последовательности так, чтобы между ними было расстояние.

У. Как показать на схеме последовательность развития одуванчика?

Д. Покажем стрелками.

У. Скажите, а заканчивается ли этот процесс в природе? (Учитель обращает внимание, что процесс идёт по кругу.)

Попробуем записать этот процесс символически.    

У. Оценим свою работу по линейке. Предложите, что мы будем оценивать?

Д. Умение выстраивать последовательность процесса.

У. Наблюдать и анализировать трудно, это требует сил, чтобы приступить к дальнейшему наблюдению давайте восстановим силы и немного отдохнём.

Физкультминутка.

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох.

1 – плавно поднять руки вверх, смотреть на пальцы; 2 – руки вниз; 3 – присед; 4 – и.п. После слов: «Солнце утром…» маховые движения руками, кружение.

У. Мы отдохнули и готовы к новому наблюдению. Закройте глазки. Откройте их. Ничего нового не заметили?

Д. Появилась бабочка.

У. Предлагаю за ней понаблюдать. (Видеофргмент «Жизненный цикл бабочки»)

После просмотра. Что вы увидели?

Выслушиваются ответы детей.

Работа с учебником

У. Молодцы. Вы внимательно смотрели. Чтобы рассказать об увиденном процессе, как настоящим исследователям, давайте обратимся к тексту и откроем учебник на странице 59.

Прочитайте текст и постарайтесь запомнить, как развивается бабочка. Читает один ученик.

Ещё весной травы не зазеленели, только первые цветы распустились, а уже летают бабочки. Лето и осень пролетают, зиму перезимуют и весной снова порхают. Следующим летом отложат яички и умрут. Из яиц выходят гусеницы. Их задача – питаться, питаться и питаться. Это нужно для того, чтобы, когда они окуклятся, могли произойти чудесные превращения куколки в бабочку.

У. Как озаглавить этот текст?

Д. Рождение бабочки.

У. Запишите это название.

У. Кто же грамотно расскажет о процессе развития бабочки?

У. Пронумеруем последовательные стадии развития бабочки. (На доске рисунки. Один ученик работает у доски.)

Д. 1)Яйцо 2) гусеница, 3) ранняя куколка, 4) поздняя куколка, 5) бабочка.

У. Давайте оценим свою работу за умение выстраивать последовательность.

У. Когда появляется новая бабочка, заканчивается ли этот процесс? Как это можно показать?

Д. Поставим стрелки.

Соединение наблюдаемых процессов

Давайте сопоставим, что же общего в развитии бабочки и одуванчика?

Д. Процесс идёт по кругу.

У. Бабочка и одуванчик, к какой природе относятся?

Д. К живой природе. (Слайд порхающая бабочка.)

У. Вы готовы к наблюдениям за процессами в неживой природе? Ой, я не права, мы же с вами уже начали наблюдать за процессами в неживой природе. Напомните, какой опыт мы с вами начали проводить.

Д. Рост кристалла.

У. Многие из вас уже получили первые результаты, и мы поместили их на наш информационный стенд.

А вот Люба и Алеша готовы вам об этом рассказать. Расскажите о своих наблюдениях.

В понедельник 4 февраля мы начали наблюдать за образованием кристалла. Размешали в кипятке соль, положили нить. Свои наблюдения записывали. Вот что у нас получилось.

А Кате захотелось вырастить кристалл цветной и подарить его маме. Мы добавили в раствор красители, но кристаллы не стали цветными. На этот вопрос мы пока не можем ответить. Но мы убедились, что кристаллы растут.

Ты знаешь, что живое всё растёт –
Трава, животное и кактус на окошке…
Но посмотри, как быстро вырос соляной кристалл –
Хоть не цветок он и не кошка.

В кипяток добавим соли,
Размешаем, нитку бросим – вот какой рецепт нехитрый.
Но вниманье! В класс приносим
Кто звезду, а кто снежинку, кто цветок какой-то чудный,
Кто горошинку, кто – льдинку,
Ну а кто-то только нитку
Значит, соль не размешал он.

Рефлексия (слайд)

У. В конце любого исследования учёные делают выводы. Мы наблюдали за бабочкой- посмотрите, за одуванчиком, взгляните ещё раз на наши кристаллы. Как всё удивительно! А почему всё это вызывает восхищение?

Д…….

У. Как можно назвать все эти изменения?

Д. Процессами.

Домашнее задание.

У. А дома вы сами изучите процесс развития птицы, рыбы и растения и выполните задание на странице 83. А на следующем уроке мы обсудим, что вы пронаблюдали. Мне приятно было с вами пообщаться, спасибо за урок.

Скажите, как вы работали сегодня? Что вам было интересно?

Как вы оцените себя за работу на уроке. (Оценка по линейке.)

Я благодарю вас за работу.

Презентация.

Приложение 1