Система сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проблемы сенсомоторного развития младших дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира.

Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, её нужно развивать, а начинать надо с младшего дошкольного возраста.

В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам сенсорного воспитания. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), что в дальнейшем влияет на успешность его обучения в школе. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Приложение 1.

Наш детский сад (МДОУ ЦРР -д/с № 30) работает по программе “Развитие”.

Глобальная художественная задача, которую необходимо решить с детьми на занятиях по изобразительной деятельности, – соединение предметного рисунка с цветовой организацией листа.

В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.

Впоследствии все больше внимания уделяется передаче основных отношений и характеристик предмета (особенности формы, специфические признаки, относительные размеры и функции и т.д.).

Начиная работу с детьми младшего возраста, я увидела ряд проблем, которые непосредственно отражают состояние сенсомоторного развития дошкольников.

Для того, чтобы ребенок в дальнейшем справлялся с программными задачами по изобразительной деятельности, мною была составлена система работы по развитию сенсомоторики у детей младшей группы.

Свою работу я разбила на три этапа (диагностический, обучающий, итоговый):

Диагностический этап включает в себя:

1. Проведение диагностического обследования детей и анкетирование родителей.
2. Оценка развивающей среды младшей группы.

Для выявления уровня зрительного восприятия я использовала таблицы Гроффмана и Мак-Керри.
Для выявления уровня сенсомоторного развития я использовала рисуночные тест Вертерга.
Для выявления уровня визуально моторной интеграции я использовала тест (Keith E.Beery).

Приложение 2.

– Дополнительно проводила беседы и обсуждения с воспитателем, выявляя “проблемных” детей.
– Наблюдала за работой детей на занятиях.

В результате проведенной диагностики были выявлены дети с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация, ограниченны процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, недоразвитие осязательного анализатора, затруднена ориентировка в пространстве. Из этих мною была сформирована коррекционная группа, так как эти дети нуждаются коррекции по сенсомоторному развитию.

Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Вначале учебного года я провела анкетирование родителей на тему “Развитие сенсомоторики с детьми в домашних условиях”.

Свою работу на обучающем этапе я начала с составления перспективного плана и разработки конспектов по сенсомоторному развитию на занятиях по изобразительной деятельности с учетом результатов комплексной диагностики. При планировании занятий, которые проводились в изостудии, я сформулировала цели, подобрала методики и техники для работы, подготовила необходимые материалы и оборудование, продумала разнообразные формы организации детей на занятии: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами или расположившись в разных концах кабинета. Приложение 3, Приложение 4.

Также мной использовалось чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

В данную систему занятий по изобразительному творчеству я включила три вида изобразительной деятельности :

  • рисование,
  • аппликацию,
  • лепку.

Эти занятия носят развивающий характер, так как акцент ставлю не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка), а на сам процесс его создания.

Каждое занятие я делю на три части.

В первой части обеспечиваю перцептуальное развитие, что подразумевает накопление богатого чувственного опыта. Свою основную задачу вижу в направлении и фокусировании внимания ребенка на сенсорные ощущения при обследовании предмета.

Например, на одном из занятий обследуем с детьми веточку дерева. Обхватив тонкую ветку двумя руками, даю детям время на ее изучение, обязательно включаю действия обследования и дети ведут рукой от самого ствола до ее окончания. Каждый ребенок ощущает, как движется его рука, в каком направлении, здесь же есть и зрительный контроль. Именно эти действия становятся основой изобразительной деятельности.

Во второй части работы активизирую сенсомоторное развитие. Для этого включаю обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность.

Например, на занятии аппликацией предлагаю рассмотреть детям абстрактный рисунок на ткани. Даю задания: “Найдите линии, напоминающие ствол дерева, его ветви”. Затем дети вырезают и выкладывают задуманное изображение. Занятие аппликацией подразумевает бимануальное движение рук, тактильный контакт с тканями различной неоднородной структуры под контролем визуальной системы, что развивает у ребенка мышечную способность выполнять мелкие, четко дифференцированные движения. При этом также развивается бинокулярное (объемное) зрение, координируется работа сенсорных систем.

В этом виде изобразительной деятельности использую основное положение: маленький ребенок – большой формат рисунка.

Для этого дети, на большом формате графически изображают рост дерева (снизу вверх), используя художественный материал – уголь или сангину. Здесь играют роль основные факторы – это интеграция кинестетической и визуальной системы с моторной. Реализую одну из задач рисование двумя руками с помощью кисти и гуаши. Это подразумевает развитие периферического зрения, а также способность к манипуляции одновременно двумя руками под визуальным и вестибулярным контролем.

Таким образом, данные занятия закрепляют умения графически изображать предметы и позволяют творчески варьировать полученные знания.

В третьей части работы провожу совместный анализ выполненных работ (куклы, детей, педагога) и побуждаю ребенка к улучшению изображения.

Данные занятия направлены на психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и начальное познание отдельных законов внешнего мира.

Для обогащения детского творчества использую поэзию, музыку, эмоциональный рассказ на занятиях. Поэтому в составленных мною конспектах, дети выполняют задания при чтении мною стихов, звучании классической музыки.

Для занятий я использую мотивационно-образную и фоновую музыку. Музыкальные произведения на моих занятиях играют разную роль и помогают решать мне различные задачи.

Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на человека. Поэтому на каждое занятие тщательно отбираю музыкальные произведения.

Основные принципы использования мною музыки на занятиях:

  1. Мотивация на создание образа. Используется мною в начале занятия для формирования у ребенка определенного образа и всестороннего его рассмотрения.
  2. Фоновое звучание музыки при рисовании ритмичное – с совпадением музыкального ритма и ритма изображения, асимметричное и свободное, когда музыка и рисование в темпе не согласуются.

Этим я развиваю его естественную музыкальность, внимание, координацию, ритмичность, слух. Приложение 5.

Несколько примеров подбора музыкального репертуара к моим занятиям:

Тема занятия: “Волшебные деревья”. На занятии может звучать натуральный “шум леса” – шелест листвы, щебет птиц, простукивания и шорохи. Эти звуки не являются музыкой, однако они способствуют активизации восприятия (нового вида деятельности для ребенка), образному акцентированию и выделению качественных признаков художественного образа, мотивации на образный строй всего занятия.

Тема занятия: “Зимний пейзаж” (“Веревочные деревья”). А. Вивальди. “Времена года”. Часть 1. Музыка Вивальди – светлая, ясная, гармоничная. Музыка звучит ненавязчиво, негромко. Исполнение ее в качестве звукового сопровождения использую фрагментарно.

Для каждого занятия я подбирала различные словесные и наглядные методы и приемы, такие как:

– наблюдение за облаками, как ветер гонит их по небу, а потом дети рисовали облака,
– рассматривание и ощупывание предметов, например: рассматривали и ощупывали мячи разного размера и разной фактуры ,
– использовала просмотр слайдов, фильмов о еже – о его внешнем виде, повадках, затем, на основе полученных впечатлений, дети его рисовали.
– упражнения на тактильное определение особых свойств предметов (с завязанными глазами определить поверхность предмета).
– для большей заинтересованности использовала показ роликов на ноутбуке.

В одних ситуациях это совершалось под моим руководством, а в других самостоятельно, это означает, что дети уже могут переносить усвоенные способы действия в учебную ситуацию на занятии и в повседневную жизнь

Вследствие проведенной работы, дети научились логически мыслить, у детей развито умение хорошо ориентироваться на большом формате листа, при создании пластического образа дети научились вычленять части предмета (крупные, мелкие). Обогатился словарный запас младшего дошкольника (ребенок взяв мячик в руки может рассказать какой он и при этом передавая все характеристики: зрительные, тактильные, описание действия предмета.

На этом этапе так же я спланировала различные формы работы с родителями такие как тренинги, консультации индивидуальные, подгрупповые, мастер – классы презентации, открытые занятия в Дни открытых дверей, совместные занятия, вовлечение их в продуктивную деятельность по изготовлению пособий, игр, игрушек и т.д. Приложение 6.

Родители начали чаще обращаться за консультативной помощью по вопросам подбора игр по сенсомоторике, подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, с чего начинать занятия с детьми.

Совместно с родителями мы изготовили игры и пособия по сенсомоторике такие как, звучащие музыкальные инструменты, шнуровки, мамы которые хорошо рисуют помогли нам изготовить игры по сенсорике (на цвет, форму величину).

Проводимые мероприятия позволили родителям получать информацию об условиях содержания ребенка в ДОУ, овладевать приемами и способами коррекционной работы, проведением различных пальчиковых игр по тренировке тонких движений пальцев рук для обучения в домашних условиях.

Для воспитателей разработала практические рекомендации по оснащению, обогащению предметно– сенсорной среды и проведения тренинга по вопросу развития мелкой моторики руки. Это дало хороший толчок в работе педагогов и они также стали активными участниками данного процесса

В младшей группе совместно с воспитателем создали расширенные сенсомоторные центры с различными дидактическими и игровыми пособиями. Воспитателями группы были приобретены дидактические игры и пособия по развитию сенсомоторных способностей, которыми дети занимаются как в самостоятельной, так и в совместной деятельности и пополнили их теми играми и пособиями которые мы изготовили совместно с родителями этой группы.

3 этап – это итоговая диагностика, которая обуславливает результативность работы и определяет задачи и индивидуальные задания на следующий учебный год

Большинство детей научились правильно композиционно выстраивать свой рисунок. Хорошо развита мелкая моторика руки: умеют регулировать нажим на карандаш при передаче образа.

Дети научились определять форму, величину, цвет предмета, образа. Могут из группы объектов выделить предметы по одному признаку (например выделить все круглые, даже предметы разной фактуры, величины, цвета).

У детей развиты ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность

У детей сформировано умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Дети научились действовать двумя руками т.е. развиты бимануальные движения.

Дети научились слышать и запоминать последовательность выполнения работы.

Хорошо развито творческое воображение, память (например – могут расколдовать капельку). У каждого ребенка свое видение образа и работы получаются непохожими друг на друга.

Работа, проведенная по развитию сенсомоторики с детьми младшего дошкольного возраста дает хорошие результаты для занятий по программе “Развитие” по разделу “Изобразительная деятельность”. Дети уже могут выразить свои эмоции при помощи цвета, например: при выполнении задания “Рисуем грустную, веселую музыку” дети хорошо умеют подбирать оттенки цветов, соответствующие грусти и веселому настроению.

Дети передают при помощи линий разную фактуру предмета, например: при изображении образа вороны при помощи линии дети передают взъерошенную ворону, мокрую ворону, летящую ворону.

ИЗ ЭТОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД: Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, телесную сферу. В результате систематически проведенных занятий по изобразительной деятельности у детей лучше развивается моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. Все это в процессе социализации позволяет детям успешнее осваивать различные виды деятельности.

Долгосрочным проектом в моей работе является создание “Сенсорной комнаты”. Сенсорная комната (комната психологической разгрузки, комната релаксации, – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы. Приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики, которые помогают ребенку, взрослому развивать свои сенсорные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми. Эффективность использования “Сенсорной комнаты”:

  • стимуляция сенсорных функций;
  • повышение работоспособности детей;
  • активизация когнитивных процессов;
  • повышение самостоятельности и формирование экспериментальной деятельности дошкольников.

Планирую приобретение колесиковых массажеров, массажных ковриков, мячей, валиков. И в группе младшего возраста изготовить шариковые ванны для развития тактильных ощущений.

Совместно с администрацией планирую основать систему взаимодействия специалистов в ДОУ для полноценного развития личности дошкольника.

Схему взаимодействия специалистов для развития сенсомоторных способностей см. Приложение 7.

– Административный аппарат – создание условий по оснащению предметно-развивающей среды и материально-технической базы ДОУ для реализации задач сенсомоторного развития.
– Музыкальный руководитель – развитие слухового анализатора через музыкально-дидактические игры, игру на музыкальных инструментах, изготовление звучащих инструментов).
– Воспитатель изо-занятия по сенсомоторике, включение элементов на развитие сенсомоторики в занятия по программе “Развитие” в разделе “Изобразительная деятельность”, изготовление дидактических пособий, игр по сенсомоторике.
– Физинструктор – развитие крупной моторики через упражнения и подвижные игры на занятиях и в индивидуальной работе, корригирующая гимнастика, игры, упражнения в сухом бассейне.

Изготовление спортивного оборудования “Сенсорной тропы для ног” – это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре “кочки”: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия.

– Старшая медицинская сестра – стимуляция биологически активных точек на аппарате стопотерапии и аппарат стопокистетерапии, лечебный массаж.
– Воспитатель – развитие мелкой, крупной моторики руки, сенсорики через дидактические игры, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, упражнения для мелкой моторики руки, использование элементов сенсомоторного развития в различных обучающих занятиях.– родители – развитие сенсомоторики в домашних условиях чрез игры: дидактические, настольные, компьютерные, игры на развитие мелкой моторики (мозаика, нанизывание бус, выкладывание различных узоров из геометрических фигур, палочек).

Также в работу с детьми собираюсь включить занятия по бумажной пластике, ручному труду, фитодизайну.

Данный опыт по развитию сенсомоторных ощущений можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и в совместных видах деятельности.

Специалист по физической культуре может использовать элементы сенсомоторного развития на физкультурных занятиях. Воспитатели групп, независимо от образовательной программы, по которой работает детский сад, могут включать игры, задания, упражнения в различные виды занятий (математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, в опытническую деятельность, изобразительная деятельность).

Данный опыт работы можно использовать в работе с детьми с ограниченными способностями в развитии.