Учебно-методический комплект: Школа России. Учебник для 2 класса в 2–х частях, автор: Плешаков А.А., 2-я часть, рабочая тетрадь, издательство «Просвещение», 2009 год.
Время реализации: 1 урок
Тема: Обобщение по разделу: «Здоровье и безопасность».
Цели:
- проверить знания детей по темам из раздела «Здоровье и безопасность»;
- продолжить работу по формированию общеучебных умений;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать умение работать в группах.
Оборудование: сирены для каждой группы (сделаны из киндер-яиц), медицинские колпаки по числу бригад, карточки для работы в бригадах, корзина, картинки ягод, грибов, машины «Скорой помощи», силуэт человека с внутренними органами, светофоры, кроссворды, сигнальные карточки.
План урока.
- Организационный момент 30 сек.
- Актуализация знаний 2 мин.
- Работа по теме урока 18 мин
1 задание 3 мин
2 задание 3 мин
3 задание 3 мин
4 задание 2 мин
5 задание 4 мин
6 задание 3 мин
- Физ.минутка 2 мин
- Продолжение работы 15 мин
7 задание 5 мин
8 задание 3 мин
9 задание 2 мин
10 задание 5 мин
- Итог урока (рефлексия ) 2-3 мин
Ход урока.
1. Орг.момент
2. Актуализация знаний.
У: Сегодня на уроке мы проверим знания, которые вы получили во время изучения раздела «Здоровье и безопасность». Но проверка эта будет не совсем обычной. Свои знания и умения вы покажете во время сюжетно-ролевой игры. А кем вы сегодня будете, узнаете, отгадав загадку.
Кто у постели больного сидит
И как лечиться ему говорит?
Кто болен – он капли предложит принять.
Тому, кто здоров – разрешит погулять.
Д: Врач
У: Верно, ведь именно врачи отвечают не только за свое здоровье, но и за здоровье других людей.
У: Куда обращается человек, если ему нужна срочная медицинская помощь?
Д: Звонит в «Скорую помощь»
У: Как вызвать Скорую помощь?
Д: Позвонить по телефону 03 или 030 (если это сотовый телефон) и назвать свой адрес.
У: Вот и сейчас мы разделимся на бригады врачей Скорой помощи и вспомним, как надо помогать людям, чтобы сохранить своё здоровье.
3. Работа по теме урока.
У: Сейчас я называю бригады, а вы занимаете свои места за столами. ( Учитель заранее делит учащихся на группы по 5 человек в каждой, по своему усмотрению и определяет ответственного в каждой группе).
У: Прежде чем мы начнем работать, давайте вспомним основные правила работы в группах.
(Ребята повторяют основные правила, при затруднении могут воспользоваться помощью, правила размещены на интерактивной доске, можно написать и на плакате).
У: В каждой бригаде у нас есть главный врач, который отвечает за работу всей бригады. Чтобы всем было хорошо их видно, наденем им медицинские колпаки. Еще у каждой бригады есть сирена, если вдруг вы испытываете затруднения при выполнении задания, то выставляйте сирену и другие бригады помогут. Все готовы? Теперь за работу!
1 задание. (Тема «Строение тела человека», стр. в учебнике 6-7)
У: Врачам, прежде чем лечить, сначала нужно определить, какой это орган. На карточках, которые получает каждая бригада, в каждой строчке найдите лишнее слово и объясните свое решение. Каждую бригаду представляет один человек. Если бригада быстро справилась с заданием, то на карточках есть дополнительное задание по описанию узнать орган и вписать его название в клеточки. Приложение 1.
После выполнения в бригадах, задание проверяется у доски.
2 задание. (Тема «Строение тела человека», стр. в учебнике 6-7)
У: Сейчас следующее задание. Проверим, как наши бригады знают расположение внутренних органов. Каждая бригада получает бумажный макет и внутренние органы на цветной бумаге. С помощью клея, размещают органы на макете. Приложение 2.
3 задание. (Тема «Если хочешь быть здоров», стр. в учебнике 12)
У: Чтобы быть здоровыми, людям нужно питаться разнообразной пищей. Люди получают её благодаря растениям и животным. Разделите продукты на 2 группы: растительного и животного происхождения. (Команды получают обертки и упаковки от продуктов). Представители команд обосновывают свой ответ у доски.
4 задание. (Тема «Если хочешь быть здоров»). Работа с сигнальными карточками.
У: Чтобы быть здоровыми нужно не только правильно питаться, соблюдать режим дня, но и правильно ухаживать за зубами. Сейчас проверим, а наши бригады врачей умеют это делать? Я читаю высказывание, а вы с помощью сигнальных карточек отвечаете, согласны вы со мной или нет.
- Чистить зубы надо два раза в день – утром и вечером;
- Почистив зубы на ночь, съешь конфетку, чтобы во рту остался приятный привкус;
- Верхние зубы надо чистить движением сверху вниз, нижние – снизу вверх.
- Чистить зубы надо только с наружной стороны, а с внутренней достаточно провести языком;
- Чтобы хорошо почистить зубы требуется не менее 3 часов;
- У каждого должна быть собственная зубная щетка, пользоваться чужой нельзя.
5 задание. (Тема «Поговорим о болезнях», стр. в учебнике 14-15)
У: А сейчас, уважаемые доктора, проверяем, как вы знаете названия болезней и специальных терминов. Каждая бригада получает кроссворд. Если возникнут трудности, включайте сирену, поможем. Приложение 3. После выполнения проверка с мест.
6 задание. (Тема «Берегись автомобиля», стр. в учебнике 21)
У: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, почему светофор так назван?
Д: В дословном переводе с греческого «носитель света», «несущий свет».
У: Если заглянуть в толковый словарь, то светофор –это световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах, автомобильных и железных дорогах. А как вы знаете сигналы светофора, сейчас проверим. Полученные светофоры нужно разделить на 2 вида, подписать названия этих видов. И с помощью фломастеров «зажгите» на 1 светофоре – стойте, на 2 светофоре – ждите, на 3 – светофоре – двигайтесь. А на пешеходном светофоре подпишите, где «горит» стойте, а где идите. Приложение 4. После работы в группах фронтальная проверка.
4. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы играть.
В светофор мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Учитель показывает сигналы светофора, дети выполняют движения ( каждый сигнал – определенное движение)
7 задание. (Тема «Лесные опасности», стр. в учебнике 32-32)
У: Часто врачам приходиться сталкиваться с отравлениями. Особенно в летний период, когда многие люди отправляются в лес за грибами и за ягодами. Давайте проверим, как вы знаете, грибы и ягоды, которые можно собирать. На доске корзина, в которую мы будем собирать урожай. На доске вокруг корзины расположены грибы и ягоды (учитель заранее готовит картинки с ягодами и грибами, съедобными и ядовитыми), которые мы будем собирать. Но сначала посоветуйтесь в группе, какие возьмем в корзину, а какие нет.
После обсуждения, собираем урожай. От каждой бригады выходит по одному человеку к доске, по очереди кладут в корзину ягоду или гриб, аргументируя свой выбор.
8 задание. (Тема «Домашние опасности», стр. в учебнике 26-28)
У: выходя на улицу, мы помним о том, что здесь нас тоже окружают различные опасности. Говорят: «Мой дом – моя крепость». Можно ли, находясь дома, чувствовать себя в полной безопасности?
Д: Нельзя, так как дома нас могут подстерегать домашние опасности.
У: Верно ребята. Врачи, сталкиваются и с такими случаями в своей работе. Так как сегодня на уроке вы врачи, определите, чем могут быть опасны эти предметы. На карточке, которую получает каждая бригада, нужно соединить линией предмет и опасность, к которой может привести неаккуратное обращение с данным предметом. Приложение 5.
9 задание. (Тема «Пожар», стр. в учебнике 29 – 30)
У: Каждый человек стремиться обустроить свой дом как можно уютнее и удобнее. Уже в древности, в этом человеку помогал огонь. Но, к сожалению, огонь может быть и другом, и врагом. Когда огонь выступает как друг человека?
Д: Огонь дает тепло человеку, с помощью огня можно обогреть жилище, можно осветить комнату, на огне можно приготовить еду .
У: А когда огонь становится врагом?
Д: При неправильном или неосторожном обращении с огнем, может возникнуть пожар.
У: Часто на место пожара выезжают не только бригады пожарных, но и бригады скорой помощи. Хочется, чтобы такие вызовы случались как можно реже, а еще лучше, чтобы их вообще не было. Сейчас вам в бригадах нужно нарисовать запрещающие знаки «Чтобы не было пожара». Что не следует делать дома, чтобы избежать пожара. (Учащиеся в группах рисуют знаки, по ходу выполнения работы вспоминают, как правильно оформить запрещающий знак).
После выполнения знаки вывешиваются, и представитель каждой бригады объясняет свой знак.
10 задание. (Тема «Очень подозрительный тип», стр в учебнике 36 -37)
У: Опасности могут подстерегать не только дома, они могут подстерегать и при общении с незнакомыми людьми. В каждой бригаде придумайте по 3 правила, которые должны обязательно соблюдать дети, чтобы обезопасить себя.
После выполнения, у доски представитель от каждой команды комментирует придуманные правила.
7. Итог урока (рефлексия).
У: вот и закончилось ваше дежурство на Скорой помощи. Поделитесь впечатлениями: что понравилось, какое задание было трудным, почему? А может быть кто-то из вас решил после урока, что он хочет стать врачом?
Выслушиваются ответы детей.
У: А сейчас каждая бригада получает машину Скорой помощи, где возле окошек написаны ваши имена. Раскрасьте свое окно таким цветом, какое у вас сейчас настроение. (После раскрашивания, машины вывешиваются на доску). Приложение 6.
У: Урок закончен, спасибо за работу.
Используемая литература:
- Атлас – определитель от земли до неба. Автор: Плешаков А.А., 2008 г.
- Газета «Начальная школа», 2005г, №28
- Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», автор Тихомирова Е.М.,2007г.
- Сборник загадок «Человек и его окружение», Москва, 2009г
- Толковый словарь. Автор: Ожегов С.И. и др., стр. 702, 2000г.
- Учебник для 2 класса «Окружающий мир», 2-я часть, автор: Плешаков А.А., 2009г.