Взаимодействие тел. Масса как мера инертности

Разделы: Физика


Цели:

  • Обучающие: Ввести понятие массы как меры инертности тел с использованием структурного подхода.
  • Развивающие: Развивать познавательные интересы, навыки работы с измерительным прибором – весами, умение решать задачи на взаимодействие тел.
  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к технике, прививать интерес к предмету “физика”.

Тип урока: урок получения новых знаний с использованием структурного подхода, мультимедиа.

Оборудование: два цилиндра на нитях, подвешенные на штативе, две тележки разной массы, упругая пружина, рычажные весы, набор разновесов, гирь, пружинные весы, видеофильм “Масса тел”, программа на компьютере для демонстрации опыта по взаимодействию тел, по взвешиванию тел разной массы.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивационное начало. (2 мин)

– Здравствуйте. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.

И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь.

– У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. – Так вот, юные физики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – изучить понятие массы как меры инертности тел, научиться измерять массы тел и улучшить ваши достижения в применении знаний на практике. Работать будем со структурными схемами, которые вы дома вклеите в тетрадь. Запишите число, тему урока.

II. Решение проблемного вопроса. Демонстрация опытов с цилиндрами, тележками. (7 мин)

По ходу объяснения нового материала опора на структурную схему по теме “Взаимодействие тел. Масса тел”. <Приложение 1>

Проблема: “Почему при неравномерном движении изменяется скорость тел?” Опыт с цилиндрами. <Рисунок 1>

Вывод: Если тело изменяет свою скорость, то всегда можно указать другое тело, действие которого вызвало это изменение – происходит ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ!”

Вопрос: От чего зависит изменение скорости тел при их взаимодействии?

Опыты с учебника по взаимодействию тележки с пластинкой, двух тележек. В первом случае механическое движение не возникает. (Работа за РС с мультимедиа). При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек. Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.

Главный вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. Причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другим телом меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно.

III. Объяснение нового материала. ( 10 мин)

Из приведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы. Таким образом, масса – это мера инертности тел. Следовательно, инертность – свойство, присущее всем материальным объектам (материальным точкам).

Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

– если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
– если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

Масса в физике обозначается буквой m. За единицу массы в системе СИ принят 1 килограмм. Эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах.

Рисунок 2

Производными единицами массы являются:

1 г = 0,01 кг 1 т = 1000 кг 1 мг = 0,000001 кг 1 ц = 100 кг

Рисунок 3

Самый простой способ определения массы – взвешивание (сравнение с эталоном). Используются разные весы: пружинные (кантор, безмен), рычажные, электронные (работа с учебником по рис. 21). Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела. Попробуем определить массы тел с помощью рычажных весов. Знакомимся с правилами взвешивания. Определяем массы тел.

Применение в быту и на дорогах. Стихотворение про массу и инертность:

Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела – масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка;
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?

<Приложение 2>

IV. Закрепление пройденного

Просмотр видеофильма “Масса”. Обсуждение фильма. (10 мин)

V. Решение задач. (12 мин)

  1. Упражнение №6
  2. Игра “Кто вперед?” (Перевести единицы массы в СИ)-задания на карточках. <Приложение 3>
  3. Почему при выстреле пуля и ружье приобретают разные скорости?
  4. Имея длинную резиновую нить, определите на опыте, какая из двух тележек имеет большую массу?
  5. Два мальчика на коньках, оттолкнувшись руками друг от друга, поехали в разные стороны со скоростями 3 м/с и 6 м/с. Масса какого мальчика больше и во сколько раз? (первого, в 2 раза).

VI. Итог урока. Домашнее задание

§18–20, пересказ структурной схемы, подготовиться к лабораторной работе №3, Упр. 6 (4 мин)

Каждый из вас смог достигнуть поставленные в начале урока цели? Что вы сегодня узнали нового? Что повторили? Закрепили? Чему научились на уроке?