Использование информационных технологий в рамках современного урока и во внеурочной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Цель:Изучение и распространение опыта работы педагогов, использующих информационные технологии

Задачи:

  • Охарактеризовать основное понятие – «информационные технологии»
  • Показать педагогам необходимость использования ИКТ в работе
  • Ознакомиться с опытом работы педагогов, использующих ИКТ

Ход педсовета

1. Выступление директора школы,

которая напомнила понятие информационной технологии, рассказала о роли и месте информационных технологий в управлении образовательным учреждением, а также в работе педагогов.

История человечества – это история достижений. Научные открытия и изобретения, новые технологии изменяют нашу жизнь, позволяя с лёгкостью добиваться результатов, о которых мы ранее даже не мечтали. Порой нас просто ошеломляет обилие новых технологий, проникающих во все сферы жизни. В последние годы в обиход школы входят информационные технологии – рабочий инструмент, который должен служить нам.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии – производство информации для анализа её человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Основными чертами современных информационных технологий являются:

  • компьютерная обработка информации;
  • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
  • передача информации на любые расстояния в кратчайшие сроки.

Использование информационных технологий помогает в работе администрации по обработке данных, по выполнению разнообразных отчётов, то есть в управлении образовательным учреждением. И в работе педагогов на данном этапе компьютер – незаменимая и необходимая вещь.

Школьное «древо познания» отзывается на изменение общественного климата характерными «годовыми кольцами», вбирающими перемены, произошедшие в сфере образования. Оно всегда стремилось к инновациям.

Инновация – это соразмерный времени набор методов и приёмов обучения, глубже и точнее отображающий те способы и средства доставки информации, которые утверждаются в обществе в данный период. Именно с этой точки зрения предлагается рассматривать информационные технологии, и именно поэтому они сегодня столь значимы для школы.

Информационные технологии – способ передачи сведений, оформленных особым образом посредством компьютера. Предъявление информации превращается в представление: текст, её содержащий, «оживает», теряет привычную статичность.

Современные программы обеспечивают различные варианты красочной и выразительной подачи материала. Если раньше ученик обычно имел дело с развёрнутым, слегка структурированным печатным текстом, то в электронном варианте ему предлагаются отрывки плюс изобразительный ряд в различных комбинациях.

Появление и развитие компьютеров — это необходимая со­ставляющая процесса информатизации общества.

Применение современных компьютерных программ (графических, текстовых, мультимедийных) на уроке повышает интерес учащихся к предмету, позволяет разнообразить и актуализировать учебный материал, повышает качество его усвоения, расширяет интеллектуальные возможности и учителя, и ученика. Современный компьютер ломает устоявшийся порядок продуманного и дозированного отпуска программного материала и становится мощным информационным средством, дающим возможность вырваться из традиционной, кажущейся уже многим унылой повседневности.

Но, к сожалению, ещё не все педагоги преодолели психологический барьер перед информационными преобразованиями, так как силён стереотип применения традиционных методов обучения. Большая часть работников повысила свою методическую подготовку по использованию новых информационных технологий, но на практике данные технологии внедряются не так активно, как хотелось бы.

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо понять, что в настоящее время роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно: на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования и хранение информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения.

Это должно привести к повышению эффективности всех видов образовательной деятельности и к формированию информационной культуры всех участников образовательного пространства. Задача педагогов – научить школьников учиться! Именно это умение ценится сегодня и сделает успешным человека в будущем.

Итак, информатизация школы, правильное применение информационных технологий – это один показателей конкурентоспособности современной школы на рынке образовательных услуг. Обработка и анализ данных без применения компьютерных технологий становятся всё более трудоемкими и менее эффективными и показывают, что основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда.

2. Выступление заместителя директора по УВР,

которая рассказала об имеющейся материально-технической базе по информатизации. Имеется компьютерный класс, в котором 12 машин, соединённых локальной сетью. Так как детей в классах немного, то практически для каждого есть свой компьютер. Также имеются: проектор, по одному компьютеру в кабинетах географии, истории, английского языка, химии, начальных классов. К сожалению, нет возможности приобрести интерактивную доску.

В течение нескольких лет методическим советом школы объявляется конкурс создания мультимедийных презентаций на разные темы, в котором активно участвуют наши сельские школьники.

Творческой группой педагогов создан официальный сайт школы. Его разделы:

  • Новости
  • Документы
  • Общие сведения
  • Наши педагоги
  • Наши ученики
  • Наша школа
  • Учебная работа
  • Методическая работа
  • Воспитательная работа
  • Государственная аттестация
  • Фотогалерея
  • Гостевая книга

Многие педагоги с целью обобщения педагогического опыта представляют в методическую копилку школьного сайта свои уроки и мероприятия. Публикуются также творческие работы детей.

В школе для подготовки документов, ведения мониторинга у каждого администратора имеется персональный компьютер. Делопроизводство в ОУ ведется в электронном виде. В административной работе используется АРМ «Директор».

70% педагогов посетили курсы повышения квалификации по ИКТ. Администрация школы старается стимулировать учителей, применяющих в своей педагогической деятельности информационные технологии.

Преимущества использования ИКТ на уроке неоспоримы: это и оперативный контроль знаний, и экономия учительского времени при проверке контрольных и самостоятельных работ, и наглядность представления учебного материала, и создание условий для индивидуальной работы.

3. Выступления педагогов, активно использующих на уроках компьютер.

Учитель математики и информатики выступила с докладом «Обучение информационным технологиям на уроках информатики». Она рассказала о базовой теоретической подготовке учащихся, о том, какие информационные технологии изучаются (обработка текста, графики, числовых данных в электронных таблицах, хранение, поиск и сортировка информации с помощью баз данных, мультимедийные технологии, компьютерные коммуникации).

Также педагог поделилась опытом работы с детьми, не знакомыми с компьютером (совместно с учителем начальных классов провела уроки в 1 классе по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по темам «Мой компьютер» и «Правила дорожного движения»).

Учитель технологии и руководитель кружка «Основы информатики» рассказала о своей работе над основной задачей использования компьютерных технологий в обучении – формированием информационной культуры учащихся. На занятиях факультатива «Информатика в играх и задачах» в 4 классе учащиеся работают как с учебником-тетрадью, так и с компьютером. Во время работы с компьютером широко применяются игровые технологии, развивающие логическое мышление, память, воображение, координацию движений, реакцию, эрудицию, а также формирующие основные навыки работы с ЭВМ. На занятиях кружка учащиеся получают базовые теоретические знания и закрепляют их на практике, вследствие чего учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать и планировать свои действия, приобретают ценные практические навыки. На уроках технологии педагог старается находить время для внедрения информационных технологий в обучение, проводит занятия в компьютерном классе («Создание схемы вышивки с помощью редакторов «Paint», «PhotoShop», «Excel»). В апреле в рамках Недели трудового обучения во всех классах прошли открытые занятия в компьютерном классе.

Учитель выделила положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий, отметила главные аспекты успешного внедрения компьютера в образовательный процесс. Также познакомила педагогов с обучающими программами по предметам, имеющимися на компакт-дисках в компьютерном классе, которые учителя могут активно использовать на своих уроках.

Учитель химии и биологии поделилась опытом своей работы по реализации различных форм обучения и контроля с помощью современного компьютера. Рассказала о том, какие программные продукты применяет на своих уроках (пакет программ Microsoft Office, готовые программные продукты на CD: «Репетитор 1С», «Школьный курс химии», «Открытая химия», «Химия общая и неорганическая 10-11 класс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Педагог отметила трудности, с которыми сопряжено изучение химии в средней школе и рассказала, как можно успешно с этим бороться с помощью компьютерных технологий, выделила возможности, которые предоставляет использование компьютера как средства обучения учащимся и учителю.

Все выступившие познакомили коллег с электронными материалами, накопленными за время работы по применению информационных технологий на уроках (в каждом компьютере имеются соответствующие электронные папки с необходимой информацией по каждому предмету), поделились некоторыми разработками уроков.

РЕШЕНИЕ:

  1. Активнее применять на рабочих уроках и внеклассных мероприятиях информационные технологии.
  2. Продолжить создание методической копилки уроков с использованием ИКТ. Обобщение и распространение опыта таких уроков.
  3. Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию ИКТ.