Интерактивный урок для учащихся 4 класса ДМШ и ДШИ».
Цели урока:
- познакомить учащихся со старинными музыкальными инструментами, изображенных на полотнах известных живописцев.
- закрепление знаний о музыкальных инструментах, пройденных на предыдущих уроках.
- проследить связи между музыкой, живописью и литературой.
- способствовать эстетическому и нравственному обогащению и развитию учащихся.
- развитие творческого мышления, расширение кругозора учащихся.
Технические требования к уроку:
- Мультимедийный экран (интерактивная доска).
- Видеопроектор
- Компьютер или ноутбук
- Аудиозаписи музыки
- Видеопособие «Волшебный экран» сост. Шигаева Е.Ю.
- Ноты Бах «Волынка».
- Презентация.
Структура урока
1. Организация внимания.
(Слайд 1) Внимание! Внимание! Ученики 4 класса ДМШ №11! Просим занять ваши места в автобусе! Наша экскурсия по знаменитым картинным галереям Европы начинается прямо сейчас! Вы совершите увлекательное путешествие, узнаете много нового и интересного! Не забудьте ваши путевые дневники, куда вы запишите ваши музыкальные впечатления.
2. Закрепление знаний, полученных на прошлых уроках.
Пока наш автобус везет нас к месту назначения, мы немного поиграем, заодно и закрепим наши знания о музыкальных инструментах, так как сегодня мы будем говорить именно о них. Отгадываем загадки о музыкальных инструментах, нужно отгадать и указать, к какой группе инструментов он относится (слайды 2-8).
3. Изучение нового материала.
Итак, тем временем, наш автобус привез нас к месту назначения. Перед нами «Картинная галерея музыкальных инструментов». Давайте зайдем в первый зал. (Слайды 9-13)
Что изображено на этих картинах старинных мастеров? На картинах старинных художников изображены люди, которые играют на музыкальных инструментах, музицируют. Посмотрите, насколько они увлечены игрой, видно, что это занятие приносит им массу удовольствия. Действительно, люди 17-18 века очень любили музыку, музыкальное образование имели все знатные горожане – это было правилом хорошего тона.
Ребята, а какие инструменты вы видите на картинах? Многие инструменты сейчас уже не звучат, и мы может встретить их только в музеях музыкальных инструментов, на концертах старинной музыки, на полотнах старинных художников. Однако, многие инструменты стали предками наших современных инструментов, поэтому мы сегодня поговорим именно о старинных инструментах.
4. Старинные струнно-щипковые инструменты. Лютня.
Итак, наша экскурсия продолжается. Я приглашаю вас в следующий выставочный зал. (слайды 14-18). Здесь собраны картины, на которых изображен один из самых любимых инструментов 17-18 века. На какой современный инструмент он похож? К какой группе инструментов его отнесем? Это лютня.
Звучанием лютни аккомпанировали себе при пении, плотно прижав ее к телу, Лютня имеет форму половинки груши, с натянутыми на неё струнами. На лютне играли как богатые горожане, так и простолюдины. Именно поэтому в нашем зале собрано так много картин с изображением лютни. А вот интересная картина. На ней изображён шут, играющий на лютне. Об этом шуте даже сложили стихотворение.
Старый шут из деревяшки лютню маленькую сделал,
Струны тонкие приладил, под цветным плащом укрыл.
Засмеялась деревяшка, подчиняясь неумелым
Пальцам горе-трубадура, что так музыку любил.
Заставляя всех смеяться, струны тонкие звучали,
Под мелодии простые веселился сам король…
Тихо ласковые руки гриф горячий обнимали,
Пальцы старые терпели от струны шершавой боль.
Как-то маленькую лютню у шута отняли дети –
И профессору отдали, чтобы петь её учил…
Горько шут заплакал старый, звонких денег не заметил,
Потому что был в ответе он за то, что приручил.
А профессор хрупкость дерева сжимал рукой умелой,
До предела, до беспамятства натягивал колки,
Только лютня непокорная молчала и не грела
Теплой музыкой жестокий холодок чужой руки.
И профессор недовольный бросил лютню в угол дальний:
«Эта детская игрушка безответна и пуста!»
…Но на целом белом свете нет истории печальней,
Чем любовь игрушки детской и придворного шута.
Может быть, мелодия, которую мы сейчас услышим, когда-то звучала в исполнении героя этого стихотворения. Мы слушаем музыку итальянского композитора 16 века Франческо да Милано в исполнении лютни. Музыка была написана 5 веков назад, но, я думаю, некоторым мелодия покажется знакомой. Отрывайте ваши дневники, запишите впечатления о музыке.
Прослушивание музыки. Франческо да Милано Канцона.
5. Старинные духовые инструменты.
Мы покидаем зал струнно-смычковых инструментов. Прошу вас пройди в следующий зал. И вот первые картины в этом зале. (Слайды 19-21). Как вы думаете, в зал каких инструментов мы попали? Какие инструменты изображены на портретах? (флейты). Флейта, также как и лютня, тоже пользовалась большой любовью среди ценителей музыки. Смотрите, её форма и внешний вид практически не изменились!
6. Волынка (мюзет).
(слайд 22) А вот посмотрите, какой интересный инструмент, и не менее колоритный исполнитель на этом инструменте! Кто-нибудь знает название? Это волынка! Волынку изготавливали из желудка животных, с него вставлялись трубочки, из которых извлекали звуки. У волынки могло быть несколько трубочек, и 2 из них играли в интервал квинта. Звук у волынки был немного грубоватый и пугающий. Согласитесь, что и вид волынки немного страшноватый… К тому же во время игры требовалось много силы и дыхания, поэтому щёки волынщика некрасиво раздувались. Кто мог играть на волынке? Простые люди, бедняки.
Я думаю, многие из вас по специальности играли произведение И.С.Баха «Волынка». Поразмышляйте, соответствует ли характер музыки Баха особенностям инструмента – волынки? Слышим ли мы в музыке те страшноватые звуки, которые издавали простонародные волынки?
Прослушивание музыки в исполнении преподавателя. И.С. Бах «Волынка»
Итак, ваши мнения. Не кажется ли вам странным, что столь мягкая и изящная музыка носит название простонародного инструмента? Здесь нет и намека на грубоватое звучание волынки! К тому же, трубочки волынки звучали в квинту, и Бах желал бы изобразить это в музыке. Что же получается, что Бах ошибся? На самом деле, Бах имел ввиду немного другой инструмент, близкий родственник волынки - мюзет. Его мы видим на этой картине (слайд 23) В отличие от волынки, мюзет изготавливали из дорогих тканей, украшали драгоценными камнями, а его трубочки иногда делали даже из слоновой кости! На таком инструменте могли себе позволить играть только богатые люди. Звук у мюзета был более мягким и выразительным, изящным. К тому же во время игры на мюзете щёки так сильно не раздувались (а внешность музыканта в процессе игры была важна не меньше, чем выразительность самой игры). Вот так выглядели французские мюзеты! (слайд 24) Особенно мюзет полюбился во Франции. Мюзетом также называли и танец под аккомпанемент этого инструмента. Так вот Бах хотел изобразить именно звучание мюзета, просто при переводе названия на русский язык переводчики допустили маленькую неточность! Зато сейчас мы с вами эту неточность исправили!
7. Старинные клавишные инструменты.
Продолжает экскурсию. Прошу вас в следующий зал! (Слайд 25). Там уже всё готово к началу маленького концерта, который состоится в скором времени. В этом зале представлены картины с изображением клавишных инструментов: клавесины, клавикорды, спинеты. Все эти инструменты называли словом клавир. Музыка для клавира звучала в домах, во время домашних концертов. Часто играли на клавире девушки (слайд 26) – это было признаком благовоспитанности и хорошего образования.
В нашей картинной галерее есть небольшой музыкальный зал. Королём концертных залов 18 века являлся клавесин. Его ценили за звонкое звучание. У клавесина было несколько клавиатур – мануалов. Клавиши же были окрашены так: наши белые клавиши – черные, а черные – белыми. Кто знает почему? (белая кожа рук исполнительниц на фоне черных клавиш выглядела ещё более светлой и бледной)
Прослушивание музыки. Клавесин.
Клавесин стал предком фортепиано. Бартоломео Кристофори придумал инструмент, который играл форте и пиано.
8. Промежуточное закрепление знание.
А сейчас я предлагаю вам вернуться в наш волшебный автобус. Мы немного погуляем по старинным площадям Германии. Хотите?
Пока наш автобус везет нас к месту назначения, мы немного поиграем, а заодно и закрепим наши знания о музыкальных инструментах.
Игра «Что лишнее?». Необходимо выявить лишний предмет и объяснит причину.
(Слайды 27-32)
9. Клавишно-духовые инструменты. Орган.
(Слайд 33). Итак ребята, перед нами площадь перед собором. Подойдем к нему поближе. Слышите, оттуда доносятся звуки музыки! А это произведение не кажется вам знакомым? А какой инструмент звучит? А как он выглядит? А почему у него такой величественный звук? Орган – король всех инструментов. И только потому, что он самый большой по размеру, но он может подражать звучанию многих инструментов, и даже человеческому голосу! Во время игры от органиста требуется мастерское владение свои телом, ведь играть приходится даже ногами! Звук у органа возникает немного позднее, чем нажата клавиша. Почему так происходит?
Я предлагаю вам сейчас войти внутрь собора. (Слайд 34). Там сейчас будет играть знаменитый органист – Карл Рихтер. Нам крупно повезло, что мы можем услышать его игру! И даже понаблюдать за игрой органиста! Так как произведение вам уже знакомо, мы слушали его на прошлом уроке, вспомните, к какому складу музыки относится это произведение и почему?
Прослушивание музыки: Бах. Токката и фуга ре минор. Прослушивание произведения совмещено с видеопоказом игры К. Рихтера, где наглядно видны приёмы игры на органе: игра на нескольких мануалах, игра на ножной педали, переключение регистров органа.
Понравилось ли Вам произведение? Что оно вам напомнило? Что представилось? В этом произведении одна мелодия или несколько? Они образуют единое звучание. Это полифония! Если бы вы были художниками и рисовали бы эту музыку, какой цвет вы бы выбрали, какие линии: закруглённые, или острые? Плавные или напряженные, резкие?
Я знаю, что вы уже нарисовали свои рисунки. Посмотрим на них.
Дети представляют свои рисунки. Произведение Токката и фуга Баха было услышано ими на предыдущем уроке, где так же были теоретические понятия «полифония», «фуга», «токката».
Органы звучат не только в европейских соборах и храмах. А в Казани где мы можем увидеть орган?
10. Итоговое закрепление полученных знаний. (Слайд 35-36)
Наше путешествие подходит к концу. Проверим, что вы запомнили?
Урок окончен.