Россия в эпоху Ивана Грозного

Разделы: История и обществознание


«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич
М.Ю. Лермонтов

Цели и задачи темы:

  • Образовательные: сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости; Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке; Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;
  • Развивающие: способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.
  • Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношение к чужому мнению, продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.

Время изучение темы: 2 учебных часа.

Оборудование урока: историческая карта «Россия в XVI веке»,учебник «История России» А.Н. Сахаров, тетради учащихся, таблицы «Реформы Ивана IV и Избранной рады», «Основные события внешней политики России в XVI веке» ,компьютерные презентации учителя.

План изучения темы:

  1. Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;
  2. Опричнина;
  3. Внешняя политика России в xvi веке;
  4. Последствия и значение правления Ивана Васильевича.

Проблемные вопросы по теме:

  • Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
  • В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?
  • Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?

Тема 1 урока: «Внутренняя политика России в XVI веке»

План урока:

Этапы правления Ивана Васильевича IV:

  1. этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;
  2. этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;
  3. этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;
  4. этап - 1565 - 1572 гг. Опричнина.

Основные понятия:

Реформа – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально – экономических и политических структур.

Сословно – представительная монархия- форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).

Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.

Ход урока

-В начале урока классу предлагаются высказывания историков (приложение 1) с целью определить оком идет речь и затем объявляется тема урока.(слайды 1-6)

-Определяются периоды правления Ивана Грозного ( слайд 7);

-Устанавливается родословная русских князей периода централизации России (слайд 8):

При каком князе было создано централизованное государство?

Кто завершил собирание земель вокруг Москвы?

Этапы правления Ивана грозного:

1 этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской

  • Борьба с братьями Василия III ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;
  • Реформы Елены Глинской:
  • Денежная реформа( утверждение единой общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
  • Унификация всех мер.
  • Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города

2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

  • Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
  • Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана.
  • Дестабилизация положения в стране.

3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.

Причины и значения венчания:

  • -уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
  • -превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;
  • -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;
  • -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;
  • - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.

-Рассмотрение вопроса о создании «Избранной рады».

Таблица: реформы Ивана IV и Избранной рады

Дата Содержание реформы  Значение и последствия
     
     

/заполнение таблицы самостоятельно используя учебник « История России» Сахаров Л.Н.- начало заполнения в классе, а закончить дома/

-Возвращение к познавательным вопросам:

  • Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
  • В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

/ Обсуждение вопросов с учащимися/

Домашнее задание: параграф №25, заполнение таблицы « Реформы Ивана Грозного и Избранной рады».

Урок 2 темы: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 гг.»

Приложение 1