«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич
М.Ю. Лермонтов
Цели и задачи темы:
- Образовательные: сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости; Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке; Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;
- Развивающие: способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.
- Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношение к чужому мнению, продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.
Тип урока: получение новых знаний.
Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.
Время изучение темы: 2 учебных часа.
Оборудование урока: историческая карта «Россия в XVI веке»,учебник «История России» А.Н. Сахаров, тетради учащихся, таблицы «Реформы Ивана IV и Избранной рады», «Основные события внешней политики России в XVI веке» ,компьютерные презентации учителя.
План изучения темы:
- Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;
- Опричнина;
- Внешняя политика России в xvi веке;
- Последствия и значение правления Ивана Васильевича.
Проблемные вопросы по теме:
- Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
- В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?
- Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?
Тема 1 урока: «Внутренняя политика России в XVI веке»
План урока:
Этапы правления Ивана Васильевича IV:
- этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;
- этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;
- этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;
- этап - 1565 - 1572 гг. Опричнина.
Основные понятия:
Реформа – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально – экономических и политических структур.
Сословно – представительная монархия- форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).
Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.
Ход урока
-В начале урока классу предлагаются высказывания историков (приложение 1) с целью определить оком идет речь и затем объявляется тема урока.(слайды 1-6)
-Определяются периоды правления Ивана Грозного ( слайд 7);
-Устанавливается родословная русских князей периода централизации России (слайд 8):
При каком князе было создано централизованное государство?
Кто завершил собирание земель вокруг Москвы?
Этапы правления Ивана грозного:
1 этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской
- Борьба с братьями Василия III ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;
- Реформы Елены Глинской:
- Денежная реформа( утверждение единой общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
- Унификация всех мер.
- Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города
2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;
- Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
- Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана.
- Дестабилизация положения в стране.
3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;
Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.
Причины и значения венчания:
- -уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
- -превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;
- -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;
- -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;
- - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.
-Рассмотрение вопроса о создании «Избранной рады».
Таблица: реформы Ивана IV и Избранной рады
Дата | Содержание реформы | Значение и последствия |
/заполнение таблицы самостоятельно используя учебник « История России» Сахаров Л.Н.- начало заполнения в классе, а закончить дома/
-Возвращение к познавательным вопросам:
- Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
- В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?
/ Обсуждение вопросов с учащимися/
Домашнее задание: параграф №25, заполнение таблицы « Реформы Ивана Грозного и Избранной рады».