Урок 5. Сословие России к концу XVIII – началу XIX века
Сословие | Численность | Процент |
Крестьяне | 32,6 млн. человек | 90 |
Городские сословия | 13,6 млн. человек | 4 |
Неподатное население (дворяне, духовенство, чиновники, армия) | 3 млн. человек | 6 |
Урок 6. Указ о вольных хлебопашцах
Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. <...>
Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. <....>
Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою и, ,исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег не платят.
Они ведаются судом... в тех же местах, где и казенные крестьяне.
Как скоро исполнением условий крестьяне таковые получат землю в собственность, они будут иметь право продавать ее, закладывать и оставлять в наследии, не раздробляя однако ж участков менее 8 десятин, равно имеют они право вновь покупать земли, а потому и переходить из одной губернии в другую, но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности.
Л.С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М. 1999, c. 230-231.
Вопросы к тексту:
- Каковы условия освобождения крестьян по этому указу?
- К какому сословию принадлежат крестьяне после освобождения?
- Каково отношение освобожденных крестьян к земле?
- Каковы права и обязанности вольных хлебопашцев
- В чем достоинства и недостатки этого указа?
Из манифеста об образовании Государственного совета
1 января 1810 г.
К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи. <...>
Совет издавна занимал важное Место. В начале своем он был временным и преходящим. Но ври вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.
Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главные началах:
- В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.
- По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их Начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.
- Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.
- Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.
- Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.
- Министры суть члены Совета по их званию.
- В Совете председательствуем мы сами.
Л.С. Орлов в др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М, 1999. – С. 223.
Вопросы к тексту:
- Совет при императоре существовал и ранее – в чем отличие нового органа? Каковы его функции?
- Кто заседал в Государственном совете?
Урок 7. Сражение под Аустерлицем.
2 декабря 1805 г. недалеко от деревни Аустерлиц ив 120 км севернее Вены произошла кровавая битва. Наполеон лично руководил сражением с начала и до конца. При нем были все его маршалы, четко и быстро исполнявшие указания своего полководца. Поражение союзников определилось с первых же утренних часов боя. Умело спланировав свои действия и использовав, уязвимые стороны союзнической армии, Наполеон сумел оттеснить её к замерзшим прудам и дал приказ артиллерии бить ядрами, а лед. Лед трескался, солдаты тонули в ледяной воде. Под Аустерлицем русско-австрийская армия потерпела не просто поражение, а полный разгром. Союзники потеряли 15 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными. Остатки армии, побросав почти вся артиллерию, весь обоз с провиантом и боевыми запасами, бежали. Французы из 80 тыс. потеряли меньше 9 тыс. человек. Оба императора, Франц и Александр, покинули поле битвы задолго до окончательной катастрофы. Свита, спасаясь, бросила своих высокочтимых государей. Перепуганные монархи скоро разлучились, унесенные лошадьми в разные стороны.
«Короткий зимний день склонялся к вечеру, солнце, ярко светившее весь день, зашло, а Александр и Франц в темноте спасались от плена. Александр дрожал, как в лихорадке, и плакал, потеряв самообладание. Его быстрое бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый Кутузов едва спасся от плена».
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)
Урок 8-9. Исторические портреты
Михаил Богданович Барклай-де-Толли, русский генерал фельдмаршал, князь. Происходил из старинного шотландского рода, переселившегося в Ригу. На военной службе с 1776 г. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 г. и русско-шведской войне 1788-1790 г. Отличился во время войны с Францией в 1806-1807 г., с 1807 г. командовал дивизией. В 1809-1810 гг. генерал губернатор Финляндии. С января 1810 г. военный министр.
Петр Иванович Багратион /1765-12.09.1812 г/ князь, русский генерал от инфантерии. Выходец из старинного грузинского княжеского рода. На военной службе с 1782 г. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и Польской кампании 1793-1794 гг. В Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова в 1799 г.в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях. Во время войны с Францией 1805-1807 гг. возглавлял арьергард русской армии. Участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 гг. командовал дивизией. С марта 1812 г. Командующий 2-й Западной армией.
Александр Петрович Тормасов /1752-1819/ граф, русский военачальник, генерал от кавалерии. На военной службе с 1772 г. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и подавлении Польского восстания 1794 г. В1803-1808 гг. – Киевский и рижский генерал - губернатор. В 1808-1811 гг. главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии. С 1811г. член Государственного Совета. В начале Отечественной войны 1812 г. командовал 3-й армией. Весной 1813 г. во время болезни М.И. Кутузова – исполняющий обязанности главнокомандующего. С1814 г. главнокомандующий в Москве, много сделал для ее восстановления после пожара 1812 г.
Кто победил в Бородинской битве?
Мнение историков
«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву».
Б.С. Абалихин
«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской».
Е.В. Тарле
«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции».
Н.А. Троицкий
Мнение современников
«Французская армия расшиблась о русскую армию».
А.П. Ермолов
«Из всех, моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Наполеон
Мнение писателя
«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа... Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
Л.Н. Толстой
Ответьте на вопрос:
- Кто по мнению историков победил в Бородинском сражении?
Урок 12. Мнение историка
«Из лиц, унаследованных Николаем от прежнего царствования, здесь следует еще упомянуть об оригинальном и почтенном государственном человеке, на деятельности которого нам придется впоследствии подробнее остановиться. о Егоре Францевиче Каикрине. занимавшем при вступлении Николая на престол пост министра финансов. Это был человек твердый, с определенными принципами; его финансовая система заключалось главным образом в экономии народных средств, и он постоянно оказывал самую резкую оппозицию начинаниям Николая, которые требовали значительных денег. Гак что Николай впоследствии, когда министром финансов в конце его царствования был статс-секретарь Брок. человек очень бездарный и очень податливый, не раз говорил ему шутя, что приятно иметь такого покладистого министра финансов, как он. Брок: «А то, бывало, – вспоминал император, – придет по мне Канкрин в туфлях (он страдал ревматизмом), греет у камина спину и на всякое мое слово говорит: нельзя, ваше величество, никак нельзя...».
К чести императора Николая надо сказан,, что он, несмотря па это. держал Капкрина в продолжении целых 17 лет на посту министра финансов. до тех нор. пока он сам, как ему казалось, не выучился достаточно финансовой науке под руководством того же самого Каикрина»
А. А. Корнилов. Курс истории России XIX в.Л. 1993. -С. 155.
Урок 14-15. Александр II Николаевич
(17.04.1818-01.03.1881)
Император Всероссийский
(18.02.1856-01.03.1881)
Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.
Александр II родился в апреле 1818 г. В 1826 г., когда он стал наследником престола, в наставники к нему был приглашен В.А. Жуковский. Обращаясь к своему воспитаннику, поэт писал: «Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение: оно – славнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства... Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей, и свобода народов... Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя предает его на жертву корыстолюбивым рабам».
Программа обучения наследника была обширна: включала курсы истории, географии, политики, философии, математики, химии, техники.
В 17-летнем возрасте будущий император приступил также к изучению основ дипломатии, военных наук, финансов. М.М.Сперанский прочитал наследнику курс лекций о государственных законах.
Завершая образование, наследник совершил в 1837 г. семимесячное путешествие по России (при этом он первым из Романовых побывал в Сибири), а в 1838 г. отправился в Европу, где посетил почти все государства, кроме Франции, Испании и Португалии.
Жуковский относил к сильным сторонам наследника здравый смысл, живой ум, чувство долга, внутреннее благородство, такт, гордость, мягкость в обращении. Недостатки характера будущего императора наставник видел в нехватке настойчивости, надменности, страсти к спорам, желании быть всегда правым.
В 1840-х гг., начав принимать участие в государственных делах, Александр проявил себя сторонником консервативной политики, всецело поддерживая созданную его отцом систему.
Л. Кацва «Воспитание Александра II»
Урок 16. Мнение историка.
Помещичье хозяйство после отмены крепостного права
Собственно, на дворянстве ликвидация крепостного права отозвалась не одинаково в различных местностях. В черноземных губерниях, хотя помещики и пережили довольно трудное время благодаря трудным для них условиям барщинного периода, в конце концов они остались хозяевами своих имений. Большая часть земли осталась у них, свободных рабочих рук было достаточно, цена на эти рабочие руки установилась, благодаря населенности этой полосы России и отсутствию заработков неземледельческих, небольшая, и хозяйство было вести нетрудно. Да они еще получили выкуп и могли этот выкуп или употребить на улучшение хозяйства или на уплату своих долгов, что было для них особенно важно. Можно было, наконец, и не вести своего хозяйства, а сдавать землю в аренду, причем арендные цены росли чрезвычайно быстро вследствие недостаточности крестьянских наделов.
Но в полосе нечерноземной, промышленной помещики, раз лишившись крепостного права и получив выкуп, мало-помалу в большинстве случаев совершенно ликвидировали свои связи с данной местностью; очень немногие удержались на земле и стали или заводить хозяйства там, где их не было, или поддерживать прежние хозяйства. Обрабатывать свои земли здесь было трудно, так как промышленное население нелегко было нанять на земледельческие работы, ибо оно легко находило заработок на стороне и очень мало было заинтересовано в найме на сельскохозяйственные работы. Таким образом, большая часть помещиков этих губерний принуждена была здесь ликвидировать свое помещичье хозяйство и употребить полученные капиталы, если они не были просто прожиты, на какие-нибудь промышленные цели. Благодаря этому обстоятельству отмена крепостного права повлияла и в этом отношении благотворно на развитие промышленности, так как явились новые свободные капиталы, которые могли быть употреблены на промышленные цели.
А. А. Корнилов. Курс истории России XIXв. - М., 1993. - С. 230.
Вопрос к тексту:
- Районы каких земель появились в России?
Урок 17. Мнение историка.
А.М. Горчаков. «Это был пожилой человек, чрезвычайно симпатичный по своей внешности, обладавший изысканной вежливостью в обращении и производивший впечатление чистокровного сановника-аристократа» - так описывал его один из современников. Российский министр прекрасно владел искусством дипломатической игры, был честолюбив. Остроумный и блестящий оратор, он с одинаковым красноречием говорил на французским и немецком языках и, по свидетельству О.Бисмарка, любил блеснуть этим.
Большое значение придавал Горчаков историческим традициям своей страны и опыту ее дипломатии. Когда иностранные дипломаты спрашивали его о методах русской политики, он показывал на портрет Петра I, как бы говоря, что считает его в этом отношении образцом. Министр новой буржуазной эпохи не мог не считаться с общественным мнением и старался воздействовать на него. К общественности обращены и многие ноты Горчакова, как правило, пронизанные острой публицистичностью. Обладая несомненным литературным талантом, он так изящно составлял дипломатические документы, что они нередко напоминали художественные произведения. Его блестящие речи, острые и меткие слова доходили не только до просвещенной, но порой и до простой публики.
Российская дипломатия в портретах. – М, 1992. - С. 215-216
Урок 19-20. Исторический портрет
- Был лично храбр, что доказал непосредственно участвуя в боевых действиях в ноябре 1877 г. во время русско-турецкой войны, за что императором Александром II награжден Георгиевским крестом II ст. и золотой саблей.
- Любил правду и «в других ее требовал», наказывал подчиненных за ложь и неискренность.
- Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушанья (щи, кашу, кисель)
- Александр III отличался большим самообладанием и «невозмутимым спокойствием) проявив особенно эти качества во время крушения царского поезда 17 окт. 1888 г станции Борки. Лишь чудо (часть крыши вагона образовала купол над царской семьей! спасло его и его близких от гибели. Появившись из-под обломков вагона, государь тогда, вместе с членами семьи, бросился помогать раненым, - все они переносили раненных, поили водой, помогали делать перевязки.
Во время неурожая, голода и мора 1892 г. не только оказывал из личных средств помощь голодающим и больницам, но и с членами своей семьи посещал заразные бараки. Во внешней политике Александр III руководствовался миротворческой идеей, ибо считал что «силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов»».
Рассказы и черты из жизни русских императоров, императриц и великих князей. – СПб. 1901. - С. 212-233.
Мнение историка В.О. Ключевского об императоре Александре III:
«...Наука отведет императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что он одержал победу в области, где всего труднее достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание и сделал это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда его уж нет, Европа поняла, чем он был для нее».
Однако были в его поведении и неприятные черты: несдержанность, доходящая до грубости, надменность:
П.А. Кропоткин рассказывает в своих воспоминаниях о столкновении наследника с офицером, командированным Милютиным в США, чтобы заказать оружья для русской армии. <…> Их выбор наследнику пришелся не по вкусу, он раскритиковал привезенные ружья. «Во время аудиенции, – рассказывает Кропоткин, – цесаревич дал полный простор своему характеру и стал грубо говорить с офицером. Тот, вероятно, ответил с достоинством. Тогда великий князь пришел в настоящее бешенство и обругал офицера скверными словами». Офицер немедленно ушел и прислал Александру Александровичу письмо, в котором требовал, чтобы великий князь извинился. Он прибавлял, что если через 24 часа не получит извинения, то застрелится, «я видел его, – свидетельствует Кропоткин, – у моего близкого друга в тот день, когда он ежеминутно ждал, что прибудет извинение. На другой день его не было в живых».
Александр II, рассердившийся на сына, приказал ему идти за гробом до могилы. Но «Даже этот страшный урок», по словам Кропоткина, «не излечил молодого человека от романовской надменности и запальчивости».
Александр III интересовался музыкой, изобразительным искусством, историей, был один из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собираем коллекции предметов старины и реставрацией исторических памятников.
Твардовская В. А. Александр III // Российские самодержцы (1801-1917). - М-. 1994 С 217-222.