Население и трудовые ресурсы Таймыра

Разделы: География


Цель: Дать понятие о населении и трудовых ресурсах ТДНМР, показать их роль в развитии и размещении хозяйства.

Ожидаемые учебные результаты:

В области знаний:

  • Объяснять динамику численности населения;
  • Давать оценку демографическим процессам (естественное и механическое движение населения), трудовыми ресурсами и размещению населения в ТДНМР
  • Назвать представителей разных народов и национальностей, населяющих Таймыр;
  • Осознать социальную значимость изучаемого материала.

В области умений и навыков:

  • Работать в группе и паре;
  • Анализировать статистический материал, строить графики и диаграммы, вычислять по формуле, делать выводы и прогнозировать.

В области отношений, ценностей, внутренних установок: 

  • Выразить своё отношение к существующим проблемам национального характера на Таймыре.
  • Задуматься о необходимости терпимо относиться к народам разных национальностей, разных конфессий.

Основные используемые понятия: нация, народность, титульный народ, естественный прирост, плотность населения, рождаемость, смертность, трудовые ресурсы, экономически активное население.

Основная деятельность на занятии: Работа в группах, анализ статистических материалов, выполнение практических заданий.

Ресурсы к занятию: компьютерная презентация, раздаточный материал, набор карт: физическая, климатическая, политико-административная, народов, плотности населения; подборка статистического и графического материала, характеризующего население (диаграммы «Национальный состав населения», «Динамика населения ТДНМР по годам») и др.

Ход урока 

Содержание учебного материала Методы обучения Формы организации учебной деятельности Результат
I. Организационный момент (1 минута)

   Приветствие, проверка отсутствующих, готовность к уроку Доброжелательный настрой, готовность класса к уроку
II. Актуализация знаний (9 минут)
Проверка домашнего задания.

    Проверка усвоения материала предыдущего урока-лекции.
  Индивидуальная работа.
Приложение 1.
Программированный тест по теме «Население России», взаимопроверка в парах Актуализация опорных знаний по ранее изученной теме, которая взаимосвязана с данным уроком.
III. Стадия вызова (3 минуты)
Вступительное слово учителя: Славен Таймыр делами своими,
Во благо России дела трудовые.
Люди достойны здесь уваженья,
Из поколения в поколенье.
Фотовыставка известных людей территории. Фронтальная беседа.
– Кто изображен на фото?
– Какие народы населяют территорию Таймыра?
Это представители разных народов, населяющих нашу страну и наш Таймыр .
КМН Таймыра и русские, украинцы, татары, башкиры, тувинцы, хакасы и др.
IV. Погружение учащихся в проблему (5 мин.)
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Проблемный Определение темы урока. Запись темы в тетрадь.
Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности населения Таймыра. А для чего необходимо знать особенности населения проживающего в регионе?   Организация учащихся на продуктивную деятельность через целеполагание. Мотивация к продуктивной деятельности на уроке.
V. Стадия осмысления (22 мин)
1. История заселения Таймыра Рассказ учителя
Освещение учителем краткой истории заселения, обращается внимание учащихся на образ жизни коренного населения, на заселение территории русскими и другими народами, вынужденными переселенцами (депортация). Осознание и осмысление изучаемых исторических фактов.
2. Численность населения и её динамика. Последняя перепись в России в 2002 г. С17 по 25 октября 2010 г. будет проводится следующая. аналитический
приложение 2.
 Умение использовать метод анализ статистических данных, объяснение динамики, выводы. Индивидуальная работа.  Построение графика динамики численности.
3.Плотность населения.
Средняя плотность населения России составляет 43 чел./км. Определим среднюю плотность населения на Таймыре и сравним.
аналитический
Приложение 3.
Индивидуальная работа
Учащиеся самостоятельно анализируют статистический материал и определяют среднюю плотность населения по формуле: Средняя плотность = численность/площадь. Далее анализируют карту атласа «Плотность населения» делают вывод о размещение населения по территории ТДНМР. Затем эти данные сопоставляются с физической и климатической картой, в результате делается вывод о зависимости размещения населения от природных факторов. Производят вычисления, заполняют таблицу и делают выводы о размещении населения по территории ТДНМР.
4.Национальный состав.
1. Россия – одна из самых многонациональных стран в мире. Здесь проживает представители более 160 национальностей. У нас на Таймыре их более 110, из которых около двадцати - коренные народы Севера
аналитический
Приложение 4
 Проанализировать данные о национальном составе населения статистические данные которые отражают:
1. динамику изменения численности КМНС, русских и прочих национальностей.
2. определение доли коренного населения Таймыра, России и Красноярского края.
3. краткую характеристику КМНС, их основные занятия и географию размещения и др.
Осознание особенностей национального состава Таймыра.
2. Россия – страна многонациональная, а значит, многоязычная. К каким языковым группам принадлежат самые многочисленные народы Таймыра? Для ответа используйте карту народов в атласе.
Работа с атласом. Проверяем.
3.Наш район называется Таймырский Долгано Ненецкий,
какие народы являются титульными.
частично-поисковый





Умение осуществлять поиск необходимой информации в картах атласа.







Определение доли титульных народов на Таймыре.

Выяснение принадлежности народов Таймыра к языковым семьям и группам.







Выяснение титульных наций, их доли. Запись информации в тетрадь
Физкультминутка
(1 мин.)
  Учитель предлагает упражнения для снятия локального утомления мышц, напряжения глаз Учащиеся выполняют предложенные упражнения
Половой и демографический состав .
(по данным переписи 2002 года)
аналитический
Приложение 5
Индивидуальная работа со статистическими материалами.
 Умение характеризовать половой состав и демографическую ситуацию, вычислить естественный прирост по формуле ЕП= Р- С;
Объяснение и оценка тенденций социальной жизни и демографических процессов.
Трудовые ресурсы. Приложение 6 Умение объяснять обеспеченность трудовыми ресурсами хозяйства района и проблему занятости населения при структурной перестройки экономики. Объяснение и оценка трудовых отношений района
V. Домашнее задание (2 мин.)
Социокультурный практикум. Приложение 7  Проведение исследования.  Обсуждение и подведение итогов, выводы на сл. уроке.
VI. Рефлексия (2 мин.)
На обороте доски написан текст неоконченных предложений. Учитель просит завершить каждое предложение, учитывая собственное мнение учащихся.
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. По моему мнению, важной проблемой затронутой на уроке, являлась…
3. Мне хотелось бы узнать…
Учащиеся высказывают свое отношение к изученному материалу и возникшим проблемам   Оценка способности применить изученный материал
VII. Подведение итогов
К концу подходит наш урок,
Подведем сейчас итог.
Повторили, изучили,
Новое в себе открыли.
На Таймыре здесь нам жить,
Дружбой будем дорожить.
И трудится, и любить
Нам детей своих растить.
     

Приложения.