Цель: прививать учащимся любовь к книгам, пробудить желание больше читать.
Оформление
- выставка рисунков «Герой любимой сказки».
- выставка книг.
- стенд: «Пословицы, поговорки, загадки о книгах».
- стенгазета на тему: «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь».
Ход урока
Не бойся сказки,
Бойся лжи,
А сказка… Сказка
Не обманет.
Тихонько сказку расскажи
И в мире правды больше станет».
Ученик:
С тех пор, как читать научился,
Успел я о многом узнать
И с книгой навек подружился
С ней думать люблю и мечтать.
Песня «Книга – друг наш неразлучный».
Учитель: Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, о её лучших людях и их труде. Книги помогают понять окружающий нас мир. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. К книге надо относиться бережно.
Айболит: Я доктор, книжкин друг. В книжкином царстве – мудром государстве я лечу не ребят, не зверят, а книжки. Да, да не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Мои терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они очень страдают: как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники-книголюбы. Мы подклеиваем книжку, расправляем ей странички, делаем новый корешок. А, чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил:
- Бери книгу чистыми руками.
- Не перегибай книгу – от этого выпадают страницы.
- Не загибай страниц – пользуйся закладками.
- Не читай книгу во время еды.
- Чтобы книга и учебник служил долго, оберни его.
Учитель: Чтобы узнать, хороший ученик или плохой, достаточно посмотреть на его книги.
Сценка.
Выходят две книги, у одной обложка красиво оформлена, а другая – рванная, растрепанная.
Вед.: Однажды встретились две книжки, разговорились меж собой.
1-я книжка: – Ну как твои делишки?
Вед.: Одна спросила у другой.
2-я кн.:
– Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложку вырвал с мясом!
Да что обложка… оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1-я кн.:
– Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки,
Про кляксы я молчу – о них
И говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
2-я кн.:
– Ну, мой на тройках едет еле-еле.
И даже двойку получил на той недели.
Айболит:
Твой учебник – не альбом, рисовать не надо в нём.
Бейся над любой задачей, но задачник не испачкай.
Нужен весь учебный год за учебником уход.
Чтобы чистым, неизмятым он пришёл к другим ребятам.
Учитель:
Он дружок зверям и детям, он живое существо,
но таких на белом свете больше нет ни одного.
Потому что он не птица, не котёнок, не щенок,
не волчонок, не сурок, но заснялся для кино.
И известна всем давно эта милая мордашка, и зовётся ….. (Чебурашка).
Входит Чебурашка: Я буду читать фразы из сказок, а вам нужно назвать: кто сказал эти слова и из какой сказки?
- Не садись на пенёк, не ешь пирожок. (Маша и медведь).
- Не пей, братец, водицы. (Алёнушка, «Алёнушка и братец Иванушка»).
- Яблоня, яблоня, спрячь нас. («Гуси-лебеди», дети).
- Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. (Колобок).
- Кто сидел на моём стуле и сломал его. (Мишутка, «Три медведя»).
Спасибо, сказки вы читали, молодцы!
Учитель:
Человек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Входит Буратино:
Ребята, загадки вы умеете отгадывать? Тогда слушайте и отгадывайте.
– Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными,
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом ?
Попробуй угадай! (Библиотека).
– Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами терпеливым языком. (Книга).
– С подругами и сёстрами она приходит к нам,
Рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)
– Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот и умнеет. (Книга).
Стихотворение «Как бы жили мы без книг?». Читают учащиеся.
Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Чтобы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А её на полке нет!
Нет твоей любимой книжки –
«Чипполино», например,
И сбежали как мальчишки.
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша –
Сколько их, друзей ребят,
Тех, кто нам добра хотят!
Вед.: О книге известно много пословиц и загадок. Какие пословицы вы знаете? (Дети по очереди читают пословицы)
- Книга – подобна воде – дорогу пробьёт везде.
- С книгой жить – век не тужить.
- Книги – мост в мир знаний.
- Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
- Книга источник знаний.
Вед.: А теперь мы обратимся к Сказочной книге рекордов Карлсона.
- Назовите самого длинноносого сказочного героя.
- Самый старый сказочный житель.
- Назовите имя сказочной героини, которая знала больше всех сказок.
- Самый многоголовый сказочный герой.
- У кого из сказочных героев самый громкий голос?
- Кто поставил рекорд по вранью?
- Самая маленькая героиня сказок. Кто она?
Айболит:
Желаем вам спортивного здоровья,
Пятёрок школьных, межпланетных трасс,
Следить за вами будем мы с любовью,
А вы друзья, не подводите нас.
Мальвина:
Наш юный друг! Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут,
Найти мечту и сделать жизнь светлей!