Цели урока:
- Формировать у учащихся новые понятия: о строении и функциях головного и спинного мозга, о функциях больших полушарий мозга.
- Развивать умения отличать органы пищеварения от органов выделения, органы дыхания от органов кровообращения.
- Воспитание здорового образа жизни, бережного отношения к своему организму.
Оборудование: таблица строения нервной системы, скелет человека, череп.
1. Организационный момент.
У. Встали все красиво и тихо – тихо сели. Начинаем урок «Человек и природа»
А что мы изучаем на уроках «Человек и природа?
Д. Изучаем строение человека. Узнаем о том, как люди познали окружающий мир природы, научились использовать и создали свой рукотворный мир.
У. Нравятся ли вам уроки? Чем же они интересны?
(ответы детей)
2. Проверка домашнего задания.
У. Прежде чем начать новую тему, давайте мы с вами ответим на вопросы.
Человек - -это сложный организм с разнообразными функциями ,разделенными между многими органами.
А что такое орган?
Д. Орган - это часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определенной функции.
У. А какие органы вы знаете?
Д. Органы пищеварения, органы выделения, органы кровообращения, органы чувств.
У. Перечислите органы пищеварения и какие функции они выполняют?
Д.Рот, зубы, язык, слюнные железы, глотка, пищевод ,желудок ,желчный пузырь, поджелудочная железа, печень, тонкая кишка, толстая кишка, прямая кишка. Они снабжают организм строительным материалом и энергией.
У. Какие строительные материалы?
Д. Углеводы жиры, белки, кислород.
У. Органы дыхания?
Д. Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
У. Молодцы. Перечислите органы выделения и их функции.
Д. Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Они выводят из организма воду и вредные вещества.
У. Органы кровообращения?
Д. Сердце, артерии, вены, капилляры . Обеспечивают транспорт веществ внутри организма, поставляя к клеткам блоки и кислород для дыхания, а также выводят из организма вредные продукты жизнедеятельности.
У. Органы чувств?
Д. Глаза, уши, кожа, язык. Помогают познавать окружающий мир.
У. Умницы! Столько рассказали о своем организме!
3. Постановка проблемного вопроса.
У. Ребята, а как вы думаете, какие органы нашего организма работают самостоятельно, а какими мы можем управлять по собственному желанию?
Д. (в диалоге с учителем приходим к ответу).
Прежде всего можем управлять : руки, ноги, голова, глаза, язык, зубы (закрыть, открыть, стучать, хлопать и т.д.), также управлять работой части органов выделения ( сознательное выделение мочи из организма).
Работают самостоятельно органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем (сердце, почки, печень, кишечник - большинство органов, внутри нас)
Проблема!
Ребята, а вы не задумывались, кто же приказывает сердцу стучать, легким дышать, желудку переваривать?
Вот сегодня и постараемся ответить на поставленный вопрос.
Слышали ли вы словосочетание «Нервная система» или слова нервы, система?
(после обсуждения детей )
У. Оказывается, всеми действиями человеческого организма управляет нервная система.
Нервная система состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга.
(слайд)
У. А что это за чувствительные т клетки? Где они интересно находятся? Что они могут чувствовать?
А как вы понимаете слово чувствует ?
(ответы детей)
У. Чувствительные клетки очень мелки и во множестве разбросаны по всему организму. Они есть в каждом органе, но особенно много их в органах чувств. От чувствительных клеток отходят нервные волокна. Они ведут в мозг – центр управления.
Ребята, а что вы, к примеру предпочитаете лимон или яблоко?
А что вы чувствуете, когда вам делают укол? Если даже вам еще не сделали его, что вы можете представить? Или ,когда ,вы, дотрагиваетесь случайно до горячего утюга?
(ответы детей)
4. Объяснение нового материала.
У. Значит, от чувствительных клеток отходят нервы. Они ведут сигналы в мозг.
Мозг – это центр управления. Головной мозг состоит из нескольких отделов. Мозг управляет сложными процессами в организме.
В нижнем отделе головного мозга – продолговатом мозге расположены центры, которые регулируют дыхание, частоту сокращения сердца, расширение и сужение сосудов.
Выше продолговатого мозга расположен мозжечок, он отвечает за координацию движений и обеспечивает согласованную работу мышц.
(физ. минутка)
Впереди мозжечка - средний мог, дальше него промежуточный мозг. Наиболее важную роль в жизни человека играют полушария головного мозга. Они покрывают собой остальные отделы мозга.
Поверхность больших полушарий покрыта серым веществом, которая называется корой больших полушарий. Она не гладкая , на ней многочисленные борозды и извилины. Борозды и извилины увеличивают ее поверхность. Именно с корой связаны осознанные действия, память. Значит, в головном мозге управляют большие полушария. Мы должны беречь свой мозг. А как? ( Не ударятся, не стучать по голове и т. д.)
С головным мозгом связан спинной мозг. От спинного мозга отходят очень много нерв. Они пронизывают все тело. Нервные окончания связаны с мышечными волокнами, готовыми сократиться по сигналу из мозга. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию, что происходит внутри тела и снаружи и принимает решение ,если нужно действовать мозг отправляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.
5. Работа по учебнику (с. 35)
Значит, сделаем вывод.
6. Закрепление нового материала (показ на схеме строение нервной системы).
Вывод: Нервная система управляет всеми органами.
7. Итог урока.
Как же вы поняли тему урока? Почему же наш организм работает слаженно?
Д. Значит согласованно, дружно.
8. Оценование.
9. Д.з.
У. Спасибо за урок.