Цель:
- Показать роль почвы в экосистеме.
- Познакомить учащихся с понятием «почва», с составом почвы и её главным отличием от горных пород – плодородием.
- Развить навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности; создать условия для экологического воспитания.
Оборудование: стаканы с водой, чистые стаканы, почва, бумажные салфетки, стебельки растений, спички.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
– Что такое экосистема? (Единство живой и
неживой природы, в котором сообществе живых
организмов разных «профессий» способно
совместными усилиями поддерживать круговорот
веществ).
– Какие «профессии» экосистемы знаем? (Производители
– растения, потребители – животные, разрушители
– грибы, бактерии, дождевые черви, клещи — обитатели
почвы).
– Какова роль разрушителей в круговороте? (Разрушители
снова превращают умершие организмы в вещества,
необходимые и доступные растениям).
– Где живут разрушители? (В почве).
– Что такое почва? {Предложение детей).
III. Открытие новых знаний
Подводящий диалог
1. Ребята, почему ветки, которые я
поставила, в воду не растут? {Длярастений нужна
почва).
– Почему сажают в почву? {Растения растут в
почве. Почва – опора для тела растений. В ней есть
все, что нужно растениям).
2. И сегодня, объектом нашего изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, её свойства, что такое почва, роль почвы в экосистемах.
– А сейчас, мы с вами проведем исследование природного объекта – почвы.
Каждая пара получит свой индивидуальный маршрутный лист, в котором намечены этапы исследования.
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и опустите туда комочек почвы. Что вы видите? Сделайте вывод. {Из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух).
Воздух (табличка на доске)
Опыт 2. Возьмите бумажную салфетку и насыпьте на неё немного почвы, сожмите салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталась небольшое влажное пятно. В почве есть вода).
Вода (табличка на доске)
Опыт 3. (Проделывает учитель).Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластинку и нагреем на спиртовке.
– Что вы видите? Чувствуете? Сделайте вывод. (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. В почве есть перегной.
Перегной (табличка на доске)
Опыт 4. Содержимое стакана Опыта 1 – профильтровать. – Что вы видите на фильтре? Сделайте вывод. (В почве есть песок и глина)
Песок, глина (табличка на доске)
3. Чтение текста на стр. 44–45 – самостоятельно
– Какие ещё вещества входят в состав почвы?
Минеральные вещества (табличка на доске)
– Ребята, у нас получилась вот такая схема:
– Давай подведем итог. Из чего состоит почва? (Воздух,
вода, песок, глина, минеральные вещества).
– О каком свойстве почвы вы узнали из текста?
Плодородие (табличка на доске)
– А как вы понимаете слово плодородие?
– А от чего зависит плодородие? (От количества
перегноя).
– Как образуется почва?
– Ребята, зная свойства почвы, состав почвы
попробуем вывести понятие почвы. Что такое почва?
– А сейчас, попробуем, сравнить какое
определение почвы дают нам ученные. (Сравниваем).
– Ребята, представьте себе, что почвы вдруг не
стало.
– Что произойдёт? (Круговорот веществ
прервется. Исчезнут растения и животные. Значит,
не смогут житъ на Земле люди. Вот почему русский
ученый Василий Докучаев говорил, что почва
дороже золота. Без золота люди могут прожить, а
без почвы – нет!)
– Что же нам нужно делать, чтобы этого не
произошло? (Бережно относится. Почву надо
оберегать от вымывания и выветривание).
– Ребята, мы с вами всё выяснили. А теперь мы
можем ответить на вопрос: Какова роль почвы в
экосистеме?!
4. Первичное восприятие материала
– А сейчас, мы с вами проведем тест. Вам нужно дать ответы утверждения да или нет.
- Русский ученый Василий Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди могут прожить, а без почвы – нет!
- Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.
- Под воздействием ветра, воды, температуры горные породы становятся крепче.
- Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, оберток от конфет.
– Проверьте, такая ли запись у вас получилась?
1 – да
2 – нет
3 – нет
4 – нет
– Ребята, этот урок мне хочется закончить стихотворением:
Земля прекрасна красотой лугов,
Цветов дыханьем и лесов прохладой.
И золотым полям без берегов,
И шуму сада наше сердце радо.
А что вскормило эту красоту,
Дало цвести планете нашей светлой?
Что помогает в стужу и пургу
Дожить растеньям до цветного лета?
Что жизнь даёт, питание и кров?
Что колыбелью стало для растений?
О почва! Гимн я петь тебе готов
За все труды, за ласку и терпенье!
IV. Итог урока
– Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
- Прочитать текст на стр. 44–45.
- Составить сказки, ребусы, кроссворды, загадки о почве (по выбору).
– Ребята, спасибо за урок. Вы, прекрасные ученики!