Алкоголизм, токсикомания, наркомания и табакокурение становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры.
Одной из основных причин начала курения является любопытство. Другая причина начала курения в молодом возрасте – подражание взрослым. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам. Однако, независимо от причин, толкнувших на курение, желание покурить становится все более сильным и со временем превращается в привычку.
К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более пагубное – потребление алкоголя. Объективной причиной первого потребления старшеклассниками алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи, сформированные в течение многих веков. Субъективные причины – первичные алкогольные установки, в основе которых лежат антинаучные знания о свойствах алкоголя. В возрасте 13-14 лет алкоголизация начинает приобретать новое субъективное, психологическое содержание. С началом злоупотребления у подростков сразу же возникают конфликты в учебном заведении, в семье.
Для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичным, случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления психоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, среди которых важнейшее место занимает распространение информации о наркомании и токсикомании.
Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков. Курение, алкоголь и наркотики наносят вред здоровью молодежи. В связи с этим, необходимо формирование сознательного отношения учащихся к здоровому образу жизни.
Условием предупреждения негативных последствий наркотизма, алкоголизма, табакокурения является формирование наркологической культуры, начиная с раннего возраста, обозначенным как первичная профилактика.
Цели:
- профилактика вредных привычек в молодежной среде;
- формирование эмоционально-оценочного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ у подростков.
Задачи:
- способствовать формированию у старшеклассников ценностного отношения к здоровому образу жизни;
- ознакомить со способами уверенного отказа от употребления психоактивных веществ;
- формировать у участников навыки критического мышления и осознания ими отрицательных последствий употребления ПАВ;
- дополнение и углубление знаний родителей по профилактике вредных привычек у подростков.
Принципы построения программы:
- Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- Принцип целостности развития усиливает значение прошлого опыта жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания, активизацию творческих возможностей, способностей к самопознанию и саморазвитию;
- Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
- Принцип духовности (установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).
Программа состоит из 3-х тренинговых занятий, урока - игры и 2-х родительских собраний, и предназначена для учащихся старшего звена школы и родителей. Предполагается, что полученные в ходе тренинговых занятий знания, умения, навыки будут использованы подростками для выработки у себя активной жизненной позиции, с полным отказом от неправильных установок к вредным привычкам.
Программа «Профилактика аддиктивного поведения у подростков» является частью школьного проекта «Не допустить беды!».
Литература.
- Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» Составители: Инта Мара Рубана, Л.А. Колесова, О.Л. Романова Концептуальные аспекты и методы обучения здоровью. М.: 2005
- С Тихомиров Признаки потребления психоактивных веществ. «ОБЖ» октябрь 2002.
- Проект «Чистая книга» Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании».
- И М. Росликова Род. собрание «Наркомания: признаки, причины, последствия».
- Социально-психологическая работа с учащимися (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2007.