Программа профилактических мероприятий по предупреждению конфликтов в классных коллективах "Создадим гармонию"

Разделы: Школьная психологическая служба


Алкоголизм, токсикомания, наркомания и табакокурение становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры.

Одной из основных причин начала курения является любопытство. Другая причина начала курения в молодом возрасте – подражание взрослым. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам. Однако, независимо от причин, толкнувших на курение, желание покурить становится все более сильным и со временем превращается в привычку.

К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более пагубное – потребление алкоголя. Объективной причиной первого потребления старшеклассниками алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи, сформированные в течение многих веков. Субъективные причины – первичные алкогольные установки, в основе которых лежат антинаучные знания о свойствах алкоголя. В возрасте 13-14 лет алкоголизация начинает приобретать новое субъективное, психологическое содержание. С началом злоупотребления у подростков сразу же возникают конфликты в учебном заведении, в семье.

Для большинства подростков первая проба дурманящих веществ остается единичным, случайным эпизодом. Но часть из них становится на путь систематического употребления психоактивных веществ. Подобное приобщение связано с рядом обстоятельств, среди которых важнейшее место занимает распространение информации о наркомании и токсикомании.

Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков. Курение, алкоголь и наркотики наносят вред здоровью молодежи. В связи с этим, необходимо формирование сознательного отношения учащихся к здоровому образу жизни.

Условием предупреждения негативных последствий наркотизма, алкоголизма, табакокурения является формирование наркологической культуры, начиная с раннего возраста, обозначенным как первичная профилактика.

Цели:

  • профилактика вредных привычек в молодежной среде;
  • формирование эмоционально-оценочного отношения к здоровому образу жизни;
  • формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ у подростков.

Задачи:

  • способствовать формированию у старшеклассников ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • ознакомить со способами уверенного отказа от употребления психоактивных веществ;
  • формировать у участников навыки критического мышления и осознания ими отрицательных последствий употребления ПАВ;
  • дополнение и углубление знаний родителей по профилактике вредных привычек у подростков.

Принципы построения программы:

  1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  2. Принцип целостности развития усиливает значение прошлого опыта жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания, активизацию творческих возможностей, способностей к самопознанию и саморазвитию;
  3. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
  4. Принцип духовности (установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).

Программа состоит из 3-х тренинговых занятий, урока - игры и 2-х родительских собраний, и предназначена для учащихся старшего звена школы и родителей. Предполагается, что полученные в ходе тренинговых занятий знания, умения, навыки будут использованы подростками для выработки у себя активной жизненной позиции, с полным отказом от неправильных установок к вредным привычкам.

Программа «Профилактика аддиктивного поведения у подростков» является частью школьного проекта «Не допустить беды!».

Литература.

  1. Проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ» Составители: Инта Мара Рубана, Л.А. Колесова, О.Л. Романова Концептуальные аспекты и методы обучения здоровью. М.: 2005
  2. С Тихомиров Признаки потребления психоактивных веществ. «ОБЖ» октябрь 2002.
  3. Проект «Чистая книга» Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании».
  4. И М. Росликова Род. собрание «Наркомания: признаки, причины, последствия».
  5. Социально-психологическая работа с учащимися (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2007.

Приложения.