Урок природоведения "Откуда берутся снег и лед?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

1. Конверт с загадками (конверт украшен снежинками);

2. Снеговик - рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика);

3. Карточки со словами: " Снег", "Лёд", " Белый", "Рыхлый", " Непрозрачный", " Хрупкий", "Бесцветный", "Прозрачный", "Тает", "Вода";

4. Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом (по одному на парту);

5. Листы цветной бумаги (один лист на двоих);

6. Молоток.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!

- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы будем доказывать, сравнивать и делать выводы.

II. Повторение изученного.

Дети работают по вариантам в тетради " Проверим себя" (стр. 20).

III. Новая тема.

Вступительная беседа.

- Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте:

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки.
Холодный, большой -
Кто я такой?

(Снеговик, на доске появляется рисунок Снеговика, к которому прикреплён конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.

Если вы отгадаете загадки, вы сможете назвать тему сегодняшнего урока. (учитель достаёт из конверта карточки с загадками - см. учебник, стр.48.)

Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)

Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)

 На доске появляются карточки:

  • Снег
  • Лёд

- Кто назовёт тему сегодняшнего урока? (ответы детей).

- Итак, сегодня мы поговорим, откуда берутся снег и лёд. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.

IV. Практическая работа (учебник, стр. 48)

На доске карточки - слова - помощники:

  • Тают
  • Вода
  • Бесцветный
  • Прозрачный
  • Хрупкий

Работа проводится в парах по заданиям учебника. В целях безопасности учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.

- Вывод нам поможет сделать наша Рабочая тетрадь (стр. 20, задание 1).

Дети выполняют работу в парах по рисункам - заданиям.

При проверке работы на доске под карточками " Снег" и "Лёд" появляются соответствующие признаки (слова - помощники):

 Учитель от имени Снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно. Обычно с работой справляются все дети, поэтому снежинку получит каждый ученик.

V. Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

- Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?(Ответы детей).

- Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда?

(Снег и лёд при таянии превращаются в воду).

- Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует? ( Лёд).

- Где вы видели лёд? (На реке, в лужах).

- Можно ли дома увидеть лёд? (Ответы детей).

- Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд?

(Поставить воду в морозильную камеру).

- Рассмотрите рисунок на странице 49, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру.

Учитель демонстрирует форму для льда.

- А когда из воды образуется снег? (Зимой это снежинки, которые падают с неба).

- Снежинки образуются высоко над землёй в облаках. Когда их скапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе падают на землю. Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха (стр.49).

VI. Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,  (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, ( Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками).

VII. Закрепление.

Дети работают в Рабочей тетради (стр.20, задание 2).

- Какие красивые снежинки вам подарил Снеговик! Рассмотрите их. Сколько лучей имеет каждая снежинка? (Шесть).

- Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь!

Дети дорисовывают снежинки:

  • первая снежинка - I вариант,
  • вторая снежинка - II вариант,
  • третья снежинка - III вариант.

Далее работа продолжается в учебнике, стр.49.

- Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?

( Для художника снежинка - это девушка. Она очень красивая, весёлая.)

- Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку - снежинку.

VIII. Конкурс "Отгадай-ка".

Учитель загадывает загадки из учебника ( стр. 49). Дети отгадывают и объясняют их смысл. Можно предложить и другие загадки:

С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много - много звёздочек - тонких, как стекло.
Звёздочки холодные, а земле тепло. (Снежинки).

Бел, да не сахар, ног нет, да идёт. (Снег).

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лёд)

По снегу покатите - я подрасту.
На костре согрейте - я пропаду. (Снежный ком).

Победитель конкурса получает приз от Снеговика. Это может быть портрет Снеговика.