Цели урока:
1. Познакомить учащихся со свойствами снега и льда.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
1. Конверт с загадками (конверт украшен снежинками);
2. Снеговик - рисунок; бумажные снежинки (для каждого ученика);
3. Карточки со словами: " Снег", "Лёд", " Белый", "Рыхлый", " Непрозрачный", " Хрупкий", "Бесцветный", "Прозрачный", "Тает", "Вода";
4. Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом (по одному на парту);
5. Листы цветной бумаги (один лист на двоих);
6. Молоток.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы будем доказывать, сравнивать и делать выводы.
II. Повторение изученного.
Дети работают по вариантам в тетради " Проверим себя" (стр. 20).
III. Новая тема.
Вступительная беседа.
- Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки.
Холодный, большой -
Кто я такой?
(Снеговик, на доске появляется рисунок Снеговика, к которому прикреплён конверт с загадками. Конверт украшен снежинками.
Если вы отгадаете загадки, вы сможете назвать тему сегодняшнего урока. (учитель достаёт из конверта карточки с загадками - см. учебник, стр.48.)
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)Не драгоценный камень, а светится. (Лёд)
На доске появляются карточки:
- Снег
- Лёд
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока? (ответы детей).
- Итак, сегодня мы поговорим, откуда берутся снег и лёд. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.
IV. Практическая работа (учебник, стр. 48)
На доске карточки - слова - помощники:
- Тают
- Вода
- Бесцветный
- Прозрачный
- Хрупкий
Работа проводится в парах по заданиям учебника. В целях безопасности учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.
- Вывод нам поможет сделать наша Рабочая тетрадь (стр. 20, задание 1).
Дети выполняют работу в парах по рисункам - заданиям.
При проверке работы на доске под карточками " Снег" и "Лёд" появляются соответствующие признаки (слова - помощники):
Учитель от имени Снеговика благодарит детей за работу и дарит снежинки тем, кто выполнил работу правильно. Обычно с работой справляются все дети, поэтому снежинку получит каждый ученик.
V. Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.
- Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?(Ответы детей).
- Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда?
(Снег и лёд при таянии превращаются в воду).
- Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует? ( Лёд).
- Где вы видели лёд? (На реке, в лужах).
- Можно ли дома увидеть лёд? (Ответы детей).
- Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд?
(Поставить воду в морозильную камеру).
- Рассмотрите рисунок на странице 49, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру.
Учитель демонстрирует форму для льда.
- А когда из воды образуется снег? (Зимой это снежинки, которые падают с неба).
- Снежинки образуются высоко над землёй в облаках. Когда их скапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе падают на землю. Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха (стр.49).
VI. Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, ( Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками).
VII. Закрепление.
Дети работают в Рабочей тетради (стр.20, задание 2).
- Какие красивые снежинки вам подарил Снеговик! Рассмотрите их. Сколько лучей имеет каждая снежинка? (Шесть).
- Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь!
Дети дорисовывают снежинки:
- первая снежинка - I вариант,
- вторая снежинка - II вариант,
- третья снежинка - III вариант.
Далее работа продолжается в учебнике, стр.49.
- Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?
( Для художника снежинка - это девушка. Она очень красивая, весёлая.)
- Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку - снежинку.
VIII. Конкурс "Отгадай-ка".
Учитель загадывает загадки из учебника ( стр. 49). Дети отгадывают и объясняют их смысл. Можно предложить и другие загадки:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много - много звёздочек - тонких, как стекло.
Звёздочки холодные, а земле тепло. (Снежинки).Бел, да не сахар, ног нет, да идёт. (Снег).
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лёд)По снегу покатите - я подрасту.
На костре согрейте - я пропаду. (Снежный ком).
Победитель конкурса получает приз от Снеговика. Это может быть портрет Снеговика.