Занятие 1
Этап: Постановка
Способ: механический
Цели:
- формировать артикуляционный уклад звука,
- учить определять звук в ряду звуков, слогов, слов,
- отличать его от искажённых вариантов;
- формировать навык носорогового дыхания;
- упражнять в выполнении артикуляционной гимнастики;
- развивать память, закрепляя словарный запас по теме "Дикие животные".
Оборудование: зеркало, салфетка, спирт, шпатель, массажный шарик "су-джок", мяч, игрушка белка, предметные картинки, в конце названий которых имеется звук К.
Структура занятия | Содержание занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Игра с мячом "Лесной ком" | - Назови, каких лесных животных ты знаешь. (Логопед по очереди с ребёнком называет диких животных, при этом повторяя названных. Например: " Я знаю волка. - Я знаю волка, лису. - Я знаю волка, лису, медведя:") |
Развитие мелкой моторики | Массажный шарик "су-джок" | - Сегодня мы с тобой погуляем в лесу. Я нашла шишку (массажный шарик "су-джок"). Наверное, её обронила белочка. Давай пошуршим шишкой, и белочка услышит и прибежит за ней. |
Дыхательная и артикуляционная гимнастика | Дыхательные упражнения: вдох и выдох через рот; вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями; вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями. Артикуляционная гимнастика: "Домик открывается" "Улыбочка" - "Трубочка" - чередовать "Заборчик" - "Рупор" - чередовать "Горка" "Любопытный бельчонок" (аналог упражнения "Птенчик") "Покашляем" |
- Наша знакомая белочка здоровается по
особому - вот так: (проведение дыхательной
гимнастики) - Белочка приглашает нас в гости. Пойдём? (выполнение артикуляционной гимнастики) Белка спинку выгибает, Глазки щурит и зевает. (Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижав кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка) Белка сердится на Машу: Хочет шишку, а не кашу. (Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать) |
Уточнение артикуляции звука | Губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка слегка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба, под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба; горло не дрожит, нет голоса. | - Наш язычок похож на белочку, он такой же шустрый и озорной. Он так же прячется в ротик, как белочка в домик. Посмотри (показ логопеда) |
Развитие фонематического слуха | "Поймай звук" | - Белочка хочет с тобой поиграть.
(Игры проводятся от лица героя - белочки) Т К П М К Г В Х К Т жу_, лу_, ма_, ра_, ба_, доми_... |
Изолированное произнесение звука | "Добавь звук" | |
Постановка | механический | Логопед ставит звук к механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука т. |
Итог занятия | - Белочке понравилось с нами играть. Давай попрощаемся с ней и вернёмся домой. А дома вспомни, какие упражнения мы с тобой выполняли, и поиграй с мамой. | |
Домашнее задание | Дыхательная и артикуляционная
гимнастика "Поймай звук" "Обведи белочку и раскрась её" (использование шаблона или трафарета) |
Занятие 2
Этап: Автоматизация звука К в слогах, словах
Цели:
- учить правильно произносить звук К в слогах, словах,
- продолжать формировать кинемы звука К,
- развивать фонематический слух и слуховой контроль за правильным произношением звука,
Оборудование:
- зеркало, салфетка, массажное кольцо,
- мяч, профиль произношения звука К и других звуков,
- предметные картинки
Структура занятия | Содержание занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Игра с мячом "Кто у кого?" | Логопед предлагает назвать детёнышей
диких животных: - У зайчихи - зайчонок, у лисы -: |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковая игра "Белочки" Массажное кольцо |
Белочки Раз, два, три, четыре, пять - Пока мы с тобой считали, |
Дыхательная и артикуляционная гимнастика | См. конспект занятия "Звук К" (постановка) | |
Уточнение артикуляции звука | Губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка слегка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба, под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба; горло не дрожит, нет голоса. | - Найди картинку, на которой показано правильное произношение звука К (профиль) |
Изолированное произнесение звука | "Добавь звук" | Вол_, жу_, лу_, ма_, ра_, доми_...
Т К П М К Г В Х К Т |
Развитие фонематического слуха | "Поймай звук" | |
Автоматизация звука в слогах, словах | "Добавь слог" "Повторяй-ка" "Посчитай-ка" |
соба.., игол:, рыб:, рубаш:,губ: (слоги, короткие слова) Один волк, два волка, три волка: |
Домашнее задание | Дыхательная и артикуляционная
гимнастика "Повторяй-ка" "Скажи наоборот" (ак - ка, ок - ко:) Штриховка "Спрячь зайчика в норке" |
Занятие 3
Этап: Дифференциация звуков К//Т в словах и фразах
Цели:
- уточнить различие артикуляционного уклада звуков К//Т
- учить слышать и различать звуки К//Т в слогах, словах и фразах
- развивать речеслуховую память, фонематический слух
- закреплять навыки самоконтроля
- развивать мелкую моторику рук
Оборудование:
- "узловка", зеркало, профили произношения звука К//Т,
- карточка с заданием, предметные картинки в названии которых имеются звуки К и Т,
- сюжетная картинка "Потешка"
Структура занятия | Содержание занятия | Ход занятия |
Организационный момент Развитие мелкой моторики |
Игра с мячом "Назови слова и развяжи узелок" | Логопед предлагает произнести слова, которые начинаются на звук К. |
Уточнение и сравнение артикуляции звуков | "Сравни" | - Послушай, как я произношу - "К", "Т".
Повтори за мной "К", а теперь "Т", скажи, чем
похожи эти звуки (согласные, глухие, твёрдые) - (перед зеркалом) Произнеси снова: Чем эти звуки отличаются? - Найди по описанию картинку, на которой показано произношение звука К (профиль) и звука Т |
Развитие фонематического слуха | "Чётко произноси пары" "Что лишнее?" "Добавь нужный звук" |
ка - та, ко - то, ку - ту,.. капуста, кошка, туча, каша: ро(Т), ко(Т), лу(К), жу(К): |
Дифференциация звуков в словах и фразах | "Разложи правильно" "Чётко произноси" "Объясни пословицу" |
(картинки) Зайка скачет по полянке. Белка прыгает по ветке: "Волка ноги кормят" |
Домашнее задание | "Раскрась картинки со звуком К" Выучи: "Кот-коток, кот-коток, точит острый коготок" |
Используемая литература.
- Инновации в логопедическую практику: Сб. ст./ Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О.Е. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 214с.
- Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. - М.: Ника - Центр, 2008.-116с.
- Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие/ Акименко В.М.- М.: Феникс, 2009. - 237 с.
- Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38