Цель: Воспитание в детях уважения, внимательности и благородства по отношению к соседям.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня Алсу впервые в своей жизни приехала в гости к своей старшей сестре в большой город. Выйдя из междугороднего автобуса, она пересела в трамвай и, проехав в нем две остановки, на третьей вышла. Затем по адресу на конверте нашла нужный дом и вошла в подъезд. Дверь квартиры под номером 27 была на замке и на звонки никто не отвечал. Еще два- три раза нажав на кнопку звонка, девочка собралась было уже уходить, чтобы дождаться сестру на улице, как вдруг ее взгляд упал на листок бумаги, воткнутый в дверную щель. Прочитав слова, написанные знакомым почерком сестры, она обрадовалась и сразу как-то повеселела. "Сестренка, дорогая, извини за то, что не смогла встретить. Причины объясню позже. Ключ в 28 квартире у Марзии эби",- было написано в ней.
Марзия эби встретила Алсу очень приветливо, как давнюю знакомую:
- От нас без чашки чая никто еще не уходил. Ты приехала издалека, так что, проходи в зал и пока посмотри телевизор, а я тут мигом чайку заварю, сказала она, и, взяв девочку за руку, провела к дивану перед цветным телевизором.
Через каких-нибудь пять- шесть минут чай уже стоял на столе, где казалось не хватало только птичьего молока. "До чего добрая и внимательная она,- подумала Алсу о Марзия эби, -и на мою бабушку похожа своей улыбкой на лице".
Заметив, что девочка все еще стесняется, Марзия эби стала еще пуще угощать:
- Ешь, милая, угощайся! Все, что на столе- это твое! Будь как дома!
Затем ласково добавила:
-Как ты похожа на свою сестру, ну вылитая Зухра! И лицом, и фигурой, и даже голосом. Чудесная у тебя сестра. Отзывчивая заботливая. Вот на той неделе когда я приболела она и за лекарствами в аптеку сбегала и поесть приготовила и дома у меня прибралась и полы быстронько помыла. Повезло мне на добрую соседку на старости лет Слава Аллаху, повезло:
Вопросы для обсуждения в группах:
- О чем идет речь в этом рассказе?
- О Марзие эби -соседке старшей сестры Алсу.
- Чему очень обрадовалась бабушка?
- Прекрасной, отзывчивой соседке.
- Значит, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
О соседях и их взаимоотношениях.
III. Решение учебной задачи.
1 задание. (обсуждаются в группах).
- Кого называют соседом?
- Сосед- человек, который живет вблизи, рядом с кем- нибудь.
- У нас в народе самого близкого соседа называют "сосед по огню".
Как вы думаете, откуда это взялось?
Ответы.
Дополнение учителя. В древние времена, когда еще не было спичек, люди подолгу не гасили огня в очаге. Если по каким -то причинам огонь гаснул, то за огнем шли к самому ближайшему соседу, дабы донести до своего очага горящие угли и расжечь огонь. Поэтому таких соседей называли "соседями по огню".
- Есть ли вас такие соседи, которые готовы поделиться с вами самым дорогим, что имеют сами?
Ответы.
Самооценка.
2 задание.
- Какие поговорки и пословицы со словом "сосед" вы знаете? Запишите их в тетради.
- Не купи дом, а купи соседа. Дружный сосед лучше дальнего родственника. Сосед не наговаривает на своего соседа. Сосед у соседа учиться рано вставать! Доля соседа - воля божья. Никто не уважает человека, не умеющего дружить с соседями. Если хочешь знать о том кто ты - спроси об этом своего соседа: Если хочешь знать о том кто ты - спроси об этом своего соседа если разобьешь старый горшок соседа- отдай ему свой новый. Имеющий доброго соседа не боится бед и напастей. Хороший сосед-удача! Каковы соседи - таковы и родственники.
3 задание.
- Вспомните тех, с кем рядом по соседству жили в городе и в деревне? Какие черты характеров вам нравятся, импонируют?
Ответы.
- Понравилась ли вам Марзия эби из вышеприведенного рассказика? Чем и почему?
Ответы.
- А почему Марзия эби любит, обожает Зухру -сестру девочки Алсу?
Ответы.
- Есть ли у вас такие соседи, как Марзия эби и Зухра апа? Кто они? Где и кем они работают?
Ответы.
- Какие качества характера надо в себе воспитать, чтобы быть хорошим соседом иметь хороших соседей?
Ответы.
Самооценка.
IV. Рефлекция.
О чем шел разговор на сегодняшнем занятии? Кто какие выводы сделал из сегодняшних обсуждений? Как вы этого добились? Чем был полезен этот урок для вас лично?
V. Домашнее задание.
1. Напишите сочинение на тему: "Что я знаю о своих соседях?"
2. Что доброго можешь делать ты для своих соседей? Посоветуйтесь об этом с родителями и другими членами семьи, после чего сделайте то полезное, что можете сделать сами для соседей своих.