Цели:
- формирование общих представлений о нашей планете, материках и океанах, островах и полуостровах; понятий география и географическая карта;
- продолжить развивать умение извлекать информацию из схемы, круговой диаграммы, формировать умение работать с физической картой полушарий;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, интерес к профессии географа.
Оборудование и наглядные пособия: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, учебник "Окружающий мир" (2 класс, часть 1) и рабочая тетрадь № 1 (автор - О.Т. Поглазова, 2009 г.)
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Минута гармонии. (Проводится игра "Скажем "Здравствуйте!", которая играет роль эмоционального настроя на предстоящую учебную деятельность.)
Скажем "Здравствуйте!" - руками (дети приветствуют своим жестом всех присутствующих в аудитории).
Скажем "Здравствуйте!" - глазами (дети приветствуют всех и встречаются взглядом с тем, с кем хочется).
Скажем "Здравствуйте!" мы ртом, станет радостным наш дом.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Садитесь, ребята. Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного.
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.
1) Повторение сведений о земле, которые понадобятся для усвоения новых знаний (продуктивное повторение).
- Выполнив задания теста, мы узнаем, чему будет посвящено наше путешествие.
На экране высвечивается слайд:
- Самосветящееся небесное тело:
- Группа звезд, занимающая определенный участок неба:
- Единственный естественный спутник Земли:
- "Хвостатые" небесные тела:
- Планеты Солнечной системы изучает:
Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна
На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие
На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера
На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды
На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: география, экология, астрономия, биология
2) Постановка цели урока.
- А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте слово, и вы узнаете цель нашего путешествия (Высвечивается слайд со словами-ответами теста: Звезда, созвездие, комета, Луна, астрономия. Из выделенных букв учащиеся составляют слово: Земля и формулируют цель путешествия)
III. Работа над новым материалом.
- Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то следующая наука предлагает нам путешествие по самой Земле. А наука эта называется география. Что? Где? - вот два вопроса, которые интересуют географов.
На экране высвечивается слайд (геграфия - наука:)
- Что же нам поможет совершить это путешествие?
На экране высвечивается слайд (снимок Земли из космоса)
- Снимок Земли из космоса.
- Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на снимке из космоса?
- Подумайте, что изобразили ученики на круговой диаграмме, отвечая на этот вопрос. (Учебник, стр. 106)
На экране высвечивается слайд (круговая диаграмма)
- Белый цвет на снимке - это снега, льды, облака. Синий - водные пространства. Серый, зелёный, коричневый - цвета суши.
- Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, - это ее материки.
На экране высвечивается слайд (схема суши)
- Посмотрите значение этого слова в учебнике на словарной странице. (Учебник, стр. 126, значение слова материк).
- На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озера. Можно увидеть острова - это участки суши, которые окружены со всех сторон водой. Полуострова - это участки суши, которые окружены с трех сторон водой.
- А я вам предлагаю мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное. Если изображения этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий - один из видов географических карт.
- А что такое географическая карта? (уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков).
На экране высвечивается слайд (физическая карта полушарий)
- Перед вами лежит физическая карта полушарий. Каждый путешественник должен уметь "читать" карту. Мы видим огромные водные пространства. Как они называются? (Океаны)
Огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой - это :.. (материки).
IV. Электронная зрительная физминутка "Звёздная страна"
- Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко отдохнем.
V. Продолжение работы над новым материалом. (Работа по учебнику, стр.108 - 109)
- А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на самый большой материк, который называется: Евразия. Найдите у себя на карте этот материк.
Именно в Евразии находится наша Родина - Россия, республика Башкортостан, город Ишимбай.
- Скажите мне, ребята, на каком материке мы с вами побывали? ( Евразия)
- А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк - в Африку. Найдите этот материк на карте.
- А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.
- Следующая остановка в Южной Америке. Найдите у себя на карте этот материк.
- Ну и следующая остановка на самом маленьком материке - Австралии. Найдите у себя на карте этот материк.
- А теперь наш путь лежит в Антарктиду. На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном. Найдите у себя на карте этот материк.
- А теперь сделаем привал и повторим все материки, которые есть на Земле.
VI. Музыкальная физминутка.
VII. Знакомство с океанами.
- На материках мы с вами побывали, а теперь отправляемся в плавание. Всего океанов на Земле пять. (Учитель, читая стихотворение, показывает по физической карте полушарий очертания океанов)
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад с голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу занимает синий угол.
А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский
А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический, четвертый по размеру.
VIII. Закрепление изученного материала.
На экране высвечивается слайд (Расположите материки по площади, начиная с наибольшего:)
На экране высвечивается слайд (Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего:)
IX. Рефлексия деятельности.
- Давайте подведём итог.
- Как называется наука, которая изучает поверхность Земли? В чьей роли вы сегодня поработали?
- Где можно применить эти знания?
- Спасибо за работу. Вы мне сегодня очень помогли.
X. Домашнее задание. Учебник - стр. 104-107, изучать Тетрадь - стр. 34-35, обозначить на карте материки и океаны
Интернет - ресурсы.