Урок окружающего мира во 2-м классе по УМК "Гармония" по теме "Поверхность Земли. Материки и океаны"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • формирование общих представлений о нашей планете, материках и океанах, островах и полуостровах; понятий география и географическая карта;
  • продолжить развивать умение извлекать информацию из схемы, круговой диаграммы, формировать умение работать с физической картой полушарий;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе, интерес к профессии географа.

Оборудование и наглядные пособия: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, учебник "Окружающий мир" (2 класс, часть 1) и рабочая тетрадь № 1 (автор - О.Т. Поглазова, 2009 г.)

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Минута гармонии. (Проводится игра "Скажем "Здравствуйте!", которая играет роль эмоционального настроя на предстоящую учебную деятельность.)

Скажем "Здравствуйте!" - руками (дети приветствуют своим жестом всех присутствующих в аудитории).

Скажем "Здравствуйте!" - глазами (дети приветствуют всех и встречаются взглядом с тем, с кем хочется).

Скажем "Здравствуйте!" мы ртом, станет радостным наш дом.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Садитесь, ребята. Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного.

 II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.

1) Повторение сведений о земле, которые понадобятся для усвоения новых знаний (продуктивное повторение).

- Выполнив задания теста, мы узнаем, чему будет посвящено наше путешествие.

На экране высвечивается слайд:

  1. Самосветящееся небесное тело:
  2. Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна

    На экране высвечивается слайд:

  3. Группа звезд, занимающая определенный участок неба:
  4. Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие

    На экране высвечивается слайд:

  5. Единственный естественный спутник Земли:
  6. Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера

    На экране высвечивается слайд:

  7. "Хвостатые" небесные тела:
  8. Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды

    На экране высвечивается слайд:

  9. Планеты Солнечной системы изучает:

Варианты ответов: география, экология, астрономия, биология

2) Постановка цели урока.

- А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте слово, и вы узнаете цель нашего путешествия (Высвечивается слайд со словами-ответами теста: Звезда, созвездие, комета, Луна, астрономия. Из выделенных букв учащиеся составляют слово: Земля и формулируют цель путешествия)

III. Работа над новым материалом.

- Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то следующая наука предлагает нам путешествие по самой Земле. А наука эта называется география. Что? Где? - вот два вопроса, которые интересуют географов.

На экране высвечивается слайд (геграфия - наука:)

- Что же нам поможет совершить это путешествие?

На экране высвечивается слайд (снимок Земли из космоса)

- Снимок Земли из космоса.

- Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на снимке из космоса?

- Подумайте, что изобразили ученики на круговой диаграмме, отвечая на этот вопрос. (Учебник, стр. 106)

На экране высвечивается слайд (круговая диаграмма)

- Белый цвет на снимке - это снега, льды, облака. Синий - водные пространства. Серый, зелёный, коричневый - цвета суши.

- Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, - это ее материки.

На экране высвечивается слайд (схема суши)

- Посмотрите значение этого слова в учебнике на словарной странице. (Учебник, стр. 126, значение слова материк).

- На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озера. Можно увидеть острова - это участки суши, которые окружены со всех сторон водой. Полуострова - это участки суши, которые окружены с трех сторон водой.

- А я вам предлагаю мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное. Если изображения этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий - один из видов географических карт.

- А что такое географическая карта? (уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков).

На экране высвечивается слайд (физическая карта полушарий)

- Перед вами лежит физическая карта полушарий. Каждый путешественник должен уметь "читать" карту. Мы видим огромные водные пространства. Как они называются? (Океаны)

Огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой - это :.. (материки).

IV. Электронная зрительная физминутка "Звёздная страна"

- Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко отдохнем.

V. Продолжение работы над новым материалом. (Работа по учебнику, стр.108 - 109)

- А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на самый большой материк, который называется: Евразия. Найдите у себя на карте этот материк.

Именно в Евразии находится наша Родина - Россия, республика Башкортостан, город Ишимбай.

- Скажите мне, ребята, на каком материке мы с вами побывали? ( Евразия)

- А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк - в Африку. Найдите этот материк на карте.

- А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.

- Следующая остановка в Южной Америке. Найдите у себя на карте этот материк.

- Ну и следующая остановка на самом маленьком материке - Австралии. Найдите у себя на карте этот материк.

- А теперь наш путь лежит в Антарктиду. На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном. Найдите у себя на карте этот материк.

- А теперь сделаем привал и повторим все материки, которые есть на Земле.

VI. Музыкальная физминутка.

VII. Знакомство с океанами.

- На материках мы с вами побывали, а теперь отправляемся в плавание. Всего океанов на Земле пять. (Учитель, читая стихотворение, показывает по физической карте полушарий очертания океанов)

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад с голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу занимает синий угол.
А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский

А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический, четвертый по размеру.

VIII. Закрепление изученного материала.

На экране высвечивается слайд (Расположите материки по площади, начиная с наибольшего:)

На экране высвечивается слайд (Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего:)

IX. Рефлексия деятельности.

- Давайте подведём итог.

- Как называется наука, которая изучает поверхность Земли? В чьей роли вы сегодня поработали?

- Где можно применить эти знания?

- Спасибо за работу. Вы мне сегодня очень помогли.

X. Домашнее задание. Учебник - стр. 104-107, изучать Тетрадь - стр. 34-35, обозначить на карте материки и океаны

Интернет - ресурсы.

  1. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15
  2. www.1sept.ru