Цели урока:
- Образовательные: объяснить понятие процента, учить находить % от числа совершенствовать навыки устных вычислений, закреплять знания учащихся о десятичных дробях;
- Развивающие: развитие личностной, самообразовательной, социальной и творческой видов компетентностей, развитие творческого мышления, развитие навыков работы в парах.
- Воспитательные: воспитание у учащихся любознательности через познавательную информацию, воспитать чувство патриотизма, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация, магнитные карточки
Задачи:
- понимание учащимися значения понятия процента для описания реальных процессов;
- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности;
- развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности,
- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Быстрая проверка домашнего задания
3. Объяснение новой темы
4. Работа в группах
5. Физкультурная минутка
6. Самостоятельная работа
7. Устная работа
8. Задание на дом
9. Итог урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учителя и учащихся
2. Быстрая проверка домашнего задания
а) Уч-ся читают уравнения и говорят ответы.
1) 25-(х+3,6)=2,4 (ответ 19)
2) 0,3х-2,5=9,8 (ответ 41)
3) 0,5х-0,2х-3,6=2,1 (ответ 19)
4) (х-1,2)*0,5=21,9 (ответ 45)
По ответам уравнений на доску прикрепляем карточки на магнитах 1941-1945г-годы ВОВ в которой наша страна вышла победительницей
б) Устные вопросы (презентация)
1. Как обратить обыкновенную дробь в десятичную дробь?
2. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001?
3. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь?
На интерактивной доске изображается надпись "Вооружённые силы" и три группы уч-ся (Воздушные войска, морские войска, сухопутные войска).
4. Делением на какое число можно заменить умножение на 0,01?
Ответ : умножение на 0,01 можно заменить делением на 100.
Именно этим чудо действием мы сегодня займёмся на уроке.
Для чего класс - вооружённые силы разделены на вооружённые войска: воздушные войска, морские войска, сухопутные войска.
Вы должны будете все вместе разгромить врага в его логове - в Берлине. Проделав тяжелейший путь до Берлина наша страна победила в ВОВ. Ваша задача, вы вместе тоже должны отстоять честь ваших математических мундиров - победить. Победить поняв новую тему, которая называется "Проценты".
3. Объяснение учителя
Что такое процент?
Процентом называется сотая часть числа, т.е. 1/100 или 0,01.
Обозначают процент знаком "%".
Как появился процент?
Появился он в результате опечатки: наборщик переставил цифры в числе 100. Вот так - 010. Первый ноль чуть-чуть приподняли, второй - опустили, единицу чуть-чуть упростили - вот и получился этот знак. Это одна из легенд, есть и др.
Проценты были известны индусам в 5 веке.
В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже. Их ввёл Бельгийский ученый Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицу процентов.
Для чего нужны проценты?
Тема " Проценты" имеет непосредственную связь с другими учебными дисциплинами (физика, химия, Можно ли жить без знаний процентов?
- Что значит жить на проценты?
- Как часто люди в жизни сталкиваются с процентами?
- Как часто встречается в периодической печати информация, связанная с процентами?
- Как часто встречается в школьных учебниках информация, связанная с процентами?
Решают ли задачи на проценты наши родители в своей работе?
- Агроном
- Мед. работник
- Бухгалтер
- Специалист администрации
- Контролёр-кассир банка
- Продавец
Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно:
- Изучить теорию вопроса.
- Поделиться на группы и провести исследование, встретившись с людьми разных профессий.
- Рассмотреть газеты и журналы и ответить на вопрос "Как часто встречаются проценты в периодической печати?"
- Сделать выводы.
- Создать презентации для представления результатов исследования.
- Этапы и сроки проведения проекта
- Формулирование тем исследования учеников - 1 урок, 20 мин.
- Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - 1 урок, 20 мин.
- Выбор творческого названия проекта - 2 урок, 10 мин.
- Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе - 2 урок, 20 мин.
- Обсуждение со школьниками возможных источников информаций - 3 урок, 20 мин.
- Подготовка материала для исследований - на занятиях дополнительного образования "Математика для любознательных".
- Самостоятельная работа учащихся - в течение недели.
- Подготовка презентации учащихся о проделанной работе - в течение недели.
- Защита полученных результатов и выводов - 4 урок, 45 мин
Значит, 1 % это одна сотая доля. Процент записывается так: 1%, 5%
1% = 0,01
Робота в тетрадях с комментарием
- Запишите процент десятичной дробью.
- 5% =0,05,
- 23% =0,23,
- 130% =1,3
4. Работа в группах
Переведите в десятичную дровь 1) 38%; 2)1,7%; 3)7,3%
1) Историческая справка: В Малокарачаевском районе 31 ветеранов из них 12 из с. Учкекен. 12 из 31 составляет 38%.
2) Из с. Учкекен ушли на фронт 700 солдат а вернулись 1,7%
3) Из17 семей ушли на фронт по 3 сына ,т.е 51 солдат ,что составляет 7,3% всех ушедших на фронт из с. Учкекен.
Переведите в проценты:0,07; 0,84; 0,05
- 0,07 - у человека 7% крови от общей массы
- 0,84 - уроженка с.Учкекен Анна Соколова сдала кровь за два года войны (от своей массы)
- 0,05 - прямым переливанием Анна Соколова спасла солдата в г. Ростов-на-Дону, отдав ему 5% своей крови
Что больше?
- 1/5 и 20%
- 1/10 и 10%
- 1/25 и 4%
5. Привал.
(физкультурная минутка)
Где моя большая ложка? (презентация).
Узнать соответствие:
1/2 1/4 1/10 10% 25% 50%
6. Самостоятельная работа.
Отдохнули, теперь в решительный бой.
Лист самостоятельной работы
Ф.И._____________________________
Решите уравнение и ответ переведите в проценты
2,5х-0,1=0,4
40% | 25% | 20% | другой ответ |
Расположите в порядке возрастания. (презентация).
Здесь расшифрованы имя и фамилия героя России.
7. Устная работа (чему равен) (презентация).
- 1% от 1м
- 1% от 1ц
- 1% от 1дм.
Проделав путь от Учкекена до Берлина мы на уроке "Проценты" одержали победу, чему свидетельствует карта Победы.
9. Итог урока.