Методическая разработка внеклассного мероприятия – интеллектуально-профессиональный марафон "Автомобили, автомобили…"

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассная работа играет важную психологическую роль в формировании конструктивной учебной мотивации студентов.

В мероприятиях должны принимать участие студенты с самым различным уровнем учебной успеваемости – от отличников до ребят с низким уровнем успеваемости.

Когда неуспевающий студент, имеющий определенные трудности с учебой и адаптацией в учебном коллективе, участвует во внеклассном мероприятии, он получает поддержку, одобрение, признание со стороны сверстников и преподавателей, переживают успех. Все это повышает самооценку, снижает тревогу, придает уверенность в собственных силах, настраивает на преодоление неизбежных учебных трудностей, повышает авторитет студента в группе.

Важной задачей куратора (педагога) становится ориентация студентов на самосовершенствование, самовоспитание, развитие активности в учебном процессе. Понимая, что молодым кураторам на кафедре автотранспортных дисциплин нужна помощь, предлагаю рекомендации по проведению часов общения.

В начале учебного года мастер производственного обучения, куратор группы свою работу начинает с планирования. Перед составлением плана воспитательной работы они группы проводит беседу с группой, выясняя их интересы или проводит анкетирование с целью их выяснения.

Согласованные с группой мероприятия, куратор (мастер производственного обучения) включает в план воспитательной работы, учитывая при этом внутриколледжные мероприятия. Часы общения можно классифицировать:

По организации проведения:

  1. Внеколледжные: (база практики, музей, на природе, молодежный центр, Дом Культуры).
  2. Внутриколледжные: (актовый зал, вестибюль, учебный кабинет, обеденный зал ММК).

По содержанию:

  1. Организационные: (знакомство с группой, выборы актива, распределение обязанностей).
  2. Дисциплинарные: (по итогам дня, по итогам недели, по итогам декады, по итогам месяца, по итогам полугодия, по итогам года).
  3. Тематические: (знаменательные даты, профессиональные праздники).

Тематические часы общения требуют тщательной подготовки:

  • проверка готовности аудитории: (расстановка столов, подготовка необходимых стендов, плакатов, цветов);
  • выставка используемой литературы;
  • меловая доска, ее оформление (дата, тема, план);
  • внешний вид студентов;
  • выдача задания, поиски необходимой литературы, распределение обязанностей;
  • написание сценария часа общения, разработки часа общения;
  • распределение ролей;
  • репетиция (чтение, предварительное выступление с учетом правильного произношения текстовых понятий, терминов);
  • музыкальное оформление часа общения;
  • подготовка слайд-шоу;
  • приглашение гостей (составление пригласительных, составление заявки на покупку сувениров, презентов, грамот, благодарностей);
  • разработка анкет на заключительный этап часа общения;
  • подведение итогов внеклассного мероприятия (рекомендуется с чаепитием, для лучшего узнавания друг друга в неформальной обстановке)

Предлагаю одну из методических разработок для проведения внеклассного мероприятия.

Данная разработка формирует у учащихся информационно-познавательной компетенции, пополняет словарный запас профессиональной терминологией, историческими данными из области автомобильного транспорта. Способствует формированию у студентов и учащихся «гибких» знаний, а также сложных умений оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий творческого характера. Воспитывает у студентов и учащихся чувства ответственности, любви к выбранной профессии, здорового соперничества, толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интеллектуально-профессионального марафона «Автомобили, автомобили…»

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
А.С. Пушкин

Цели:

  1. Формирование у учащихся информационно-познавательной компетенции.
  2. Пополнение словарного запаса профессиональной терминологией, историческими данными из области автомобильного транспорта.
  3. Формирование у студентов и учащихся «гибких» знаний, а также сложных умений оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий творческого характера.
  4. Воспитание у студентов и учащихся чувства ответственности, любви к выбранной профессии, здорового соперничества, толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.

Дидактическое обеспечение:

  1. Плакат «Типы кузовов легковых автомобилей».
  2. Дорожные знаки.
  3. Черный ящик (с амортизатором).
  4. Термины на «чудесном поле».
  5. Стенды с основными механизмами и деталями автомобилей.

Межпредметные связи:

  1. История
  2. Устройство автомобиля
  3. Материаловедение
  4. Правила дорожного движения
  5. Литература

Правила игры:

Группа делится на две команды. В каждой команде выбирается командир (он же «счетчик» по окончании игры). Ведущий игры объясняет командам задание, с указанием количества очков (жетонов), которые они могут получить за правильно отгаданный вопрос или выполненное задание. Над каждым заданием думает вся команда, право огласить решение команды дается тому, кого назовет командир команды. В конце игры «счетчики» подсчитывают заработанное количество жетонов, выигрывает та команда, которая получила их большее количество. Если количество заработанных жетонов одинаковое, то ведущий прелагает еще один дополнительный вопрос.

Ход мероприятия

Ведущий: Мы с Вами по пятницам частенько смотрим передачу «Поле чудес» и конечно все мечтаем поиграть в эту игру, но до Москвы далеко, поиграем в Муравленко! на сцене 109 кабинета автотранспортных дисциплин.

I. Нам предстоит отгадать слово в нашем закрытом «Чудесном поле» 

Ведущий: (Итак, отгадываем слово, за 3 угаданных подряд буквы команда получает 1 жетон. Та команда, которая первой отгадывает слово полностью получает 2 жетона).

                                        

Подсказка: Это слово из области автомобильного транспорта.

Ответ:

 М   Е   Х   А   Н   И   К 

II. А сейчас разгадаем Чайнворд, предмет: «Устройство автомобиля».

  1. Базовая деталь двигателя (картер)
  2. Базовая деталь автомобиля (рама)
  3. устройство для смягчения ударов (амортизатор)
  4. Емкость для хранения сжатого воздуха в автомобиле (ресивер)
  5. Тело качения (ролик)
  6. Элемент электрической цепи (конденсатор)
  7. Прибор,предохраняющий катушку зажигания от нагрева (резистор)
  8. Деталь в механизме переключения передач (рычаг)
  9. Крепежная единица (гайка)
  10. Единица измерения силы тока (ампер)
  11. Теплообменный аппарат (редуктор)

III. Словограмма с загадками: 

  1. Либо выпускает и закрывает.
    Либо выпускает и держит.

  2. Как работать-так вращаться,
    чтобы маслу очищаться.
    Грязь от масла отделю-
    Фильтр в машине подменю.

  3. Чтоб не так тебя трясло,
    назови меня и все!

  4. Я не мою не стираю,
    Но вот грязь я очищаю.

  5. Я похож на гармонь,
    Но имею свою роль.

  6. Я тонка и гибка,
    Но зато болят бока.

  7. У меня большая семья,
    А хозяин в ней – я!

  8. На повороте – помогаю,
    Но в грязи мешаю.

  9. У меня 5 лопастей
    И кручусь я всех быстрей.

  10. Если все ответишь верно –
    Получи оценку первый!
    И строка, что в рамку взята –
    В помощь, Вам дана, ребята!

IV. А сейчас, внимание – музыкальный вопрос :

Звучит фрагмент музыки из кинофильма «Берегись автомобиля».

Как называется кинофильм, музыкальный фрагмент которого сейчас прозвучал? Имя и фамилия главного персонажа?

Ответ: Юрий Деточкин.

V. Вспомним устройство автомобиля:

На теоретических занятиях мы с Вами уже говорили об устройстве автомобиля, и я уверен, что сейчас Вы ответите на загадки, сумеете найти ответы - детали на стендах нашего кабинета.

Загадка 1
У нее небольшая длина,
Пригодится в хозяйстве она.
В автосервисе поверьте,
В системе топлива нужна.
(игла форсунки)

Загадка 2
Обозначит человеку – оптимизм
Мускулистым, будет организм.
Если в руки вдруг ее возьмешь,
Вряд ли по площадке быстро ты пройдешь
Ну а в газо-распред-механизме
Ты ее конечно назовешь.
(штанга)

Загадка 3
Продают их во всех магазинах и ларьках
Любимый консервированный продукт.
Он у нас на стенде тоже есть,
Но не взять его Вам и не съесть.
(сухари)

Загадка 4
Если свет погас в домах,
Есть альтернатива в восковых…?
(свечах)

Загадка 5
Если в ноги вставим вал,
То получим деталь КШМ.
(коленчатый вал)

Загадка 6
Есть в кабинете посуда на стене,
Но она не пригодна на обеденном столе.
(тарелка)

VI. А сейчас обратимся к истории автомобиля:[5]

Вопрос 1. Кто и когда изобрел автомобиль на бензине?

а) Карл Бенц, 1885 г. Германия;
б) Иосиф Бенгольд, 1990 г. Бельгия;
в) Иван Сальцев, 1999 г. Россия;
г) Абел Янсзон, 1878 г. Голландия.

Эталон ответа: а) Карл Бенц, 1885 г. Германия.

Вопрос 2. Кто и когда изобрел резиновые шины автошины?

а) Томас Хэнкок, 1846 г. Великобритания;
б) Сэмуэл Браун, 1826 г. Швейцария;
в) Исаак де Рива, 1885 г. Германия;
г) Иван Перенитов, 1906 г. Россия.

Эталон ответа: а) Томас Хэнкок, 1846 г. Великобритания.

Вопрос 3. Кто и когда изобрел автостартер?

а) Чарльз Кеттеринг, 1911 г. США;
б) Николэ Мевал, 1998 г. Польша;
в) Дин Рено, 1888 г. Италия;
г) Иван Першин, 1904 г. Россия.

Эталон ответа а) Чарльз Кеттеринг, 1911 г. США.

Вопрос 4. Кто и когда изобрел дизельный двигатель?

а) Рудольф Дизель, 1895 г. Германия;
б) Вано Ребдэу, 1925 г. Румыния;
в) Кинг Весанг, 1879 г. Венгрия;
г) Дизи Рукей, 1912 г. США.

Эталон ответа а) Рудольф Дизель, 1895 г. Германия.

Вопрос 5. Кто и когда изобрел домкрат?

а) Виллар де Оннекур, 13 век Франция;
б) Томас Сейвери, 1698 г. Великобритания;
в) Иоан Гутенберг, 1450 г. Германия;
г) Автор неизвестен, Египет.

Эталон ответа а) Виллар де Оннекур, 13 век Франция.

Вопрос 6. Кто и когда изобрел карбюратор?

а) Готтлиб Даймлер, 1876 г. Германия;
б) Николо Казанский, 1450 г. Италия;
в) Виктор Петров, 1657 г. Россия;
г) Не известно.

Эталон ответа а) Готтлиб Даймлер, 1876 г. Германия.

Вопрос 7. Кто и когда изобрел электромотор постоянного тока?

а) Зеноб Грамм, 1873 г. Бельгия;
б) Роберт Вастерман, 1777 г. Украина;
в) Томас Хенкок, 1846 г. Великобритания;
г) Исаак Ньютон, 1776 г. Франция.

Эталон ответа а) Зеноб Грамм, 1873 г. Бельгия.

Вопрос 8. Первая в истории автомобильная авария произошла?

а) Россия, 1893 г.;
б) Германия, 1885 г.;
в) США, 1877 г.;
г) Англия, 17 августа 1896 г.

Эталон ответа г) Англия, 17 августа 1896 г. (автомобиль двигался со скоростью всего 6 км в час, однако водитель не видел дороги из-за повозок, а пострадавшая в панике не уступила дорогу машине).

Вопрос 9. Правостороннее движение на дорогах в Европе первым ввел?

а) Король Людовик XIV;
б) Генканцлер Бисмарл;
в) Императрица Елизавета II;
г) Император Наполеон.

Эталон ответа г) Император Наполеон (ввел правостороннее движение во Франции и в занятых им странах, дабы упорядочить движение военного транспорта, обозов, экипажей. К тому же он был левшой и садился на коня с правой стороны).

Вопрос 10. Чем занимается бортник?

а) Разбортовка колес;
б) Строит лодки;
в) Добывает мед;
в) Строит бортики на дороге.

Эталон ответа в) Добывает мед.

Мы с вами живем в регионе нефти и газа, поэтому Я думаю, Вам этот вопрос будет интересен ведь, Вы же сопричастны с профессией нефтяника.

Вопрос 11. Какая первая нефтяная скважина в мире стала добывать «черное золото»?

а) В Азербайджане, 1848 г.;
б) В США, 1858 г.;
в) В Иране 1870 г.;
г) В Саудовской Аравии,1885 г.

Эталон ответа а) В Азербайджане, 1848 г.

Вопрос 12. Крюки, статьи, палки, стрелы, голубчики и другие знаки использовались на Руси для:

а) письменной записи музыки;
б) организации дорожного движения;
в) шифровки сообщений;
г) математических вычислений.

Эталон ответа а) письменной записи музыки.

VII. А сейчас зайдем в литературную гостиную:

Это было, между прочим.
Очень много лет назад
Самолет придумал летчик,
Садовод придумал сад,
Изобрел турист дорогу.
Футболист придумал мяч.
Но осталось очень много
Нерешаемых задач.
Неизвестно до сих пор.
Кто придумал светофор?[1]
Кто придумал светофор неизвестно до сих пор.
Каждый делает, что хочет
Все то в голову взбредет
И однажды, между прочим,
Что-нибудь изобретет.
К стенке гвоздь, к варенью чайник,
Черный хлеб для кислых щей.
В жизни много не случайно
Замечательных вещей.

Кто из Вас назовет автора данного стихотворения?

а) Ирина Светличная;
б) Элина Эспе;
в) Роберт Рождественский;
г) Лариса Рубальская.

Эталон ответа г) Лариса Рубальская.

Назовите автора, год и место, где был изобретен светофор?

а) Джеймс Эйван, Англия 1980 г.;
б) Петр Иголкин, Россия 1918 г.;
в) Николь Заманески, Италия 1925 г.
г) Джон Найтом, Лондон 1868 г.

Эталон ответа г) Джон Найтом, Лондон 1868 г.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.