Цели урока. Создать условия для ознакомления учащихся с правами и обязанностями ребёнка, формировать положительное отношение к законам и их выполнению, способствовать развитию правовой культуры учащихся.
Оборудование.
1. Я - Гражданин России! О. Е. Жиренко.
2. Материалы Конвенции о правах ребёнка.
3. Сказка "Морозко". В. Одоевский.
4. Сказка "Золушка". Ш.Перро.
5. Сказка "Снежная Королева". Андерсен.
6. Фломастеры, листы цветной бумаги, 2 плаката.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Прочитайте слова, распределите их на две группы.
(уважение, злоба, недоверие, любовь, терпение, доверие, непонимание, доброта, внимание, ненависть, взаимоуважение, взаимопонимание:).
- Прочитай слова каждой группы.
- Почему так распределили?
- Прочитайте только " добрые" слова. Какое значение они имеют для человека?
- Когда в семье, в коллективе царят любовь, понимание, уважение?
(Когда каждый знает как поступить и поступает достойно.)
А знаете ли вы свои права и обязанности?
3. Сообщение темы.
Введение новых знаний.
1). Работа со словарём.
В толковом словаре термины " слова", " обязанности" поясняются так:
Право- это внутренняя потребность человека в самоуважении и уважении со стороны других.
Обязанность- это знание правовых норм общества, необходимость действовать согласно их установке.
Как вы понимаете такие формулировки?
Зачем знать и соблюдать права и обязанности ребёнка?
2). Беседа.
В США в городе Нью-Йорке есть здание из 39 этажей. В нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций. Цель этой Международной организации - избавить подрастающее поколение от бедствий войны. Из многих государств каждый год собираются делегаты для обсуждения проблем детей планеты.
Стремление защитить детей возникло давно. В 1959 году была принята Декларация прав ребёнка. В ней сформулированы 10 принципов защиты детей.
Декларация- это высказывания, рекомендации. Как документ, она не имеет обязательной силы.
В 1989 году была принята Конвенция ( договор, соглашение) о правах ребёнка.
- Что такое Декларация?
- Что такое Конвенция?
- Зачем созданы эти документы?
3). Практическая работа.
Какие права и обязанности имеют дети?
(Дети распределяются на группы по 4 человека. Каждая группа получает по 2 листа цветной бумаги. На обратной стороне жёлтого листа они записывают права ребёнка, на обратной стороне зелёного листа- обязанности ребёнка.).
В это время учитель на доске рисует 2 дерева: "Древо прав" и "Древо обязанностей".
4). Физкультминутка.
5). Проверка практической работы.
(Представители от каждой группы сначала читают записанные ими права, затем обязанности. Коллективно обсуждается прочитанное, корректируется и уточняется информация. Дети прикрепляют листочки на деревья, нарисованные на доске.)
5. Первичное закрепление.
(Инсценирование отрывков литературных произведений.)
1). "Морозко". В. Одоевский.
(Старик увозит свою дочь в лес.)
- Какое право ребёнка нарушено?
(Жизнь и здоровье девочки подвергнуты опасности.)
2). "Снежная Королева". Андерсен.
(Снежная Королева увозит Кая.)
- Какое право нарушено?
(запрещены похищение детей и торговля ими).
3). "Золушка". Ш. Перро.
(Мачеха и её дочери собираются на бал, а Золушке дают много работы.".
- Какое право нарушено?
(Право на отдых и досуг.)
6. Контроль.
- Что такое право?
- Что такое обязанность?
- Какие права и обязанности детей вы узнали? Зачем их соблюдать каждому ребёнку?
- Какие документы о правах и обязанностях детей вам известны?
7. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к одному из прав.
8. Рефлексия.
Передавая из рук в руки мячик, каждый из детей читает начало предложения и заканчивает его своими мыслями.
(Этот урок мне...).