Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания.
Оборудование: интерактивное оборудование (персональный компьютер, доска, проектор), презентация к уроку (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент, (психологический настрой), (Слайд 1 .
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? Ответы детей.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2. Актуализация полученных знаний.
Учитель: Ребята, сегодня необычный урок мы будем с вами путешествовать по острову имени прилагательных. Но для того, что – бы до него доплыть, нам необходимо остановиться на острове существительных и вспомнить, что мы о них знаем. (Слайд 2).
Молодцы я вижу, что вы готовы покинуть Остров существительные, чтобы посетить другой, не менее загадочный остров – Остров прилагательных. Выясним, какую роль имена прилагательные выполняют в нашем языке, поупражняемся в определении рода и числа прилагательных, чтобы уметь правильно и красиво говорить. С собой в путешествие возьмем три существительные василек, облачко, речка. Но чтобы попасть на остров Прилагательного, нам необходимо вспомнить, на какие вопросы отвечают имена прилагательные.
Дети: Это вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (Слайд 3).
Учитель:
Итак, в путь!
Лодочка бумажная,
Зато мы – отважные!
Дорогие части речи,
Приготовьтесь: снова встреча!
(Слайд 4).
Учитель: Мы с вами на Острове прилагательных. Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: что обозначают имена прилагательные?
Дети: Признак предмета.
Учитель: Посмотрите, нас вышли встречать прилагательные. Прочитайте их. (Дети, глядя на слайд, читают.)
Дети: Свирепый, маленький, дерзкий, кривой, воробьиный, голубой, черный, смелый, грустный, волшебный, старый, сильный.
Учитель: Что общего у всех этих прилагательных?
Дети: Все прилагательные отвечают на вопрос какой? Они стоят в единственном числе, мужском роде – это начальная форма имени прилагательного.
Учитель: Верно. Но мы совсем забыли про существительные, которые прибыли с нами на этот остров. Вспомним их…
Дети: Василек, речка, облачко
Учитель: Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определенный цвет, размер, необходимо назвать их признаки, используя прилагательные, которые вышли нам навстречу. К какому из трех имен существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?
Дети: К слову василек.
Учитель: Почему?
Дети: Существительное василек стоит в единственном числе, он мужского рода, как и прилагательные, стоящие в начальной форме.
Учитель: Запишите существительное василек в тетрадь и самостоятельно припишите к нему подходящие по смыслу имена прилагательные. У прилагательных выделите окончания, укажите род.
В тетрадях появляется запись: (Слайд 5).
При проверке заполняется таблица родовых окончаний имен прилагательных (Слайд 6), разбросанные по острову окончания, появляются в соответствующих окошках замка (Слайд 7).
Учитель: Посмотрите, наш василек стал не никакой, а очень даже какой? Он голубой, маленький, волшебный! Так кто же скажет, какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?
Дети: Мы называем признаки предметов, чтобы точно описать сам предмет: его цвет, величину, форму (Слайд 8).
Учитель: Что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительному речка (облачко)!
Дети: Надо у имен прилагательных изменить окончания.
Подобная работа со словами речка и облачко (Слайды 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).
К данным существительным приписываются те же имена прилагательные, что приписывали к слову василек, изменяя соответственно окончания.
Дети выделяют окончания прилагательных, указывают род.
Учитель: Почему прилагательные, которые относятся к существительному речка, женского рода, а прилагательные, которые относятся к существительному облачко, среднего рода?
Учитель: Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.
При чтении стихотворения (Слайд 17) слова, выведенные на доску, дети прочитают хором.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.
Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.
Дети: С именами существительными.
Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество... Продолжите этот список (Слайд 18).
3. Физкультминутка.
Слайд 19.
Учитель: Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, приседают девочки, на настроение – мальчики. Руки перед собой.
Произносятся слова: веселый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый.
4. Работа с предложением.
Учитель: Послушайте, сколько предложений я прочитаю.
Чудесно в лесу зимой! Деревья стоят в серебристом инее.
Дети записывают предложения с комментированием. Второе предложение разбирают по членам предложения, указывают части речи под словами.
Учитель: Есть ли в предложении имена прилагательные?
Дети: Есть.
Учитель: Какую роль выполняет прилагательное в данном предложении?
Дети: Это прилагательное украшает предложение.
(Слайд 20).
Учитель: Каким членам предложения является прилагательное?
Дети: Второстепенным.
Учитель: С каким существительным это прилагательное связанно в предложении?
Дети: Со словом иней.
Учитель: Определите род и число прилагательного.
Дети: Это прилагательное мужского рода единственного числа.
Учитель: Как вы это определили?
Дети: Поставили существительное в начальную форму (ед.ч., И.п.), у существительного определили род и число.
Иней – м.р., ед.ч. Значит, прилагательное, которое согласуется с данным существительным будет м.р., ед.ч.
Учитель: Итак, чтобы определить род и число прилагательного, надо…
Дети читают хором памятку (Слайд 21).
Определение родовых окончаний имен прилагательных.
На столах лежат карточки желтого и зеленого цветов. Дети работают в парах по вариантам. (Приложение 3)
Учитель: Укажите род имен прилагательных.
Ученик читает словосочетания, четко выделяя голосом пропущенные окончания.
6. Развитие наблюдательности, логического мышления.
Учитель: Правители Острова прилагательных Род и Число просят вас выполнить два задания:
Задание 1. Прочитать слова в столбиках. Какая это часть речи? Определите, какое слово в каждом столбике “лишнее” объясните, почему? (Слайд 22).
Дети: Слова морозные и холодные близки по смыслу. Это слова – синонимы. Слово вьюжные имеет другое значение.
Учитель: Запишите синонимы в тетрадь. Можно ли у них определить род?
Дети: Нет, потому что прилагательные стоят во множественном числе.
Задание 2. На доске вы видите пословицы, в которых пропущены слова большой, маленький. Какие это по смыслу слова?
Дети: Это слова, противоположные по смыслу – антонимы.
Учитель: Спишите пословицы, вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. Определите род имен прилагательных. (Слайд 23).
Дети выполняют задание самостоятельно, после чего проверяют. К доске выходит ученик вставляет слова подходящие по смыслу, указывает род прилагательных.
7. Игра “Узнай предмет по его признаку”.
Учитель: А сейчас поиграем. Возьмите каждый со стола карточки зеленого цвета, прочитайте про себя слова, которые в них записаны. (Приложение 4.)
Учитель: Какие это части речи?
Дети: Это существительные.
Учитель: Внимание! Игра заключается в следующем. Я называю прилагательное. Каждый из вас должен правильно выбрать имя существительное, которое к нему подходит, составить словосочетание и записать его в тетрадь, указывая род прилагательного. Итак, прилагательное теплый.
Далее учитель называет прилагательные глубокий, низкий.
8. Итог урока.
Сегодня вы побывали на Острове прилагательных, многое узнали о его жителях. А сейчас я хочу проверить, кто был на уроке особенно внимательным. Что нового каждый из вас узнал об имени прилагательном?
9. Домашнее задание
Детям заранее раздаются карточки на которых записаны словосочетания и задания. Дома составьте небольшой рассказ на тему “Зимний денек”, используя словосочетания, записанные на карточках. (Приложение 5.)