Цель:
- Сформировать представление об окружности и ее элементах (центре, диаметре, радиусе), способность к построению окружности с помощью циркуля.
- Повторить понятия области и границы, закрепить таблицу умножения и деления на 8 и на 9.
Ход урока
1. – Ребята, сегодня к нам в гости пришли Саша и Маша. Слайд 2.
Они очень любят математику. Саша придумал для Маши математическое задание. Попробуйте и вы его выполнить: «На полке стоят 3 банки меда по 2 кг в каждой и кадушка с медом массой 18 кг. Что означают выражения:
18 : 2,
18 - 2,
2 х 3,
2 х 3 + 18,
18 : (2 х 3)?»
Слайд 3.
- Найдите значение выражений. (9, 12, 6, 24, 3).
- Расставьте их в порядке возрастания. (3, 6, 9, 12, 24)
- Где нарушена закономерность? (Если убрать 9, то остальные числа будут последовательно увеличиваться в 2 раза; если же убрать 24, то числа ряда будут увеличиваться на 3.)
2. – Теперь наши друзья решили поиграть. А вы любите играть? Тогда – вперед! Команда Саши – мальчики, команда Маши – девочки.
Учащиеся пишут математический диктант в два варианта. Слайд 4.
При проверке диктанта рассматриваются все варианты ответов. После этого появляется правильный ответ. В завершение карточки переворачиваются, и дети читают слова:
- ОБЛАСТЬ
- ГРАНИЦА
3. - Как вы понимаете слова «область» и «граница»?
Дети выражают смысл этих терминов своими словами. Слайд 5.
- Родители Саши и Маши решили купить дачный участок. Сейчас продаются 4 участка, их планы изображены на этой картинке. Посмотрите, что в них интересного? (Это геометрические фигуры, некоторые их точки обозначены буквами.) Слайд 6.
- Точки, стоящие на границах фигур, - это ворота, а внутри – постройки. Какой участок, с вашей точки зрения, лишний? (Например, круг – остальные многоугольники; треугольники – у него одни ворота, а у остальных – трое; квадрат – у него домик расположен не в центре, а у остальных – в центре.)
- Чтобы отгадать, какой участок купят родители, Саша и Маша должны составить два слова, которые дают ключ к их участку.
Давайте поможем ребятам. Одно слово состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое – из букв, стоящих внутри границ. Поможем им?
Учащиеся расшифровывают слова «круг» и «окружность» и объясняют, что окружность – это граница круга.
- Молодцы, ребята! Саша и Маша вам очень признательны. Они пошли сажать цветы, а нас попросили построить план своего участка.
Учащиеся с помощью циркуля строят окружности. Слайд 7.
4. Домашнее задание.
Придумай и раскрась свой узор из окружностей. Слайд 8.