Цели: познакомить учащихся с населением Африки – его особенностями, расовым и этническим составом, внешними признаками, размещением по материку; продолжить формирование навыков и умений работать с географическими картами, таблицами, схемами; воспитывать толерантное отношение к людям с разным цветом кожи.
Оборудование: карта «Народы и плотность населения мира», мультимедиа проектор, презентация, атласы, контурные карты, схемы - кластеры.
Формы проведения: повторение известных и знакомство с новыми терминами и понятиями; самостоятельная работа с текстом учебника о народах, населяющих Африку; практическая работа с тематической картой плотности населения, с контурной картой, таблицей «Народы Африки»; беседа с учащимися и рассказ учителя об истории появления людей в Африке, о прошлом и современном положении коренного населения материка; беседа с учащимися о размещении населения в Африке.
Термины и понятия: расы – европеоидная, монголоидная, экваториальная (негроидная); размещение и плотность населения, колония.
Географические объекты: дельта Нила, побережье Средиземного моря и Гвинейского залива, Сахара, Египет, Либерия, Эфиопия.
Имена: Н.Мандела, П.Лулумба.
Учебник: География материков и океанов.7 класс. Авторы: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. Дрофа, 2009.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мобилизация учащихся, сообщение темы и цели урока.
Просмотр видеофрагмента «Танец тутси Руанда>»
- Ребята, вы посмотрели видеофрагмент, а теперь скажите, о ком сегодня пойдет речь на уроке?
- Верно, сегодня на уроке речь пойдет о населении Африки. Мы с вами познакомимся с населением Африки – его особенностями, расовым и этническим составом, размещением по материку; продолжим работу с географическими картами, таблицами и схемами.
- Что отличает коренных жителей Африки?
- Как вы думаете, коренными жителями Африки являются только темнокожие африканцы?
III. Изучение нового материала.
1. Африка – прародина человека - рассказ учителя. СЛАЙД № 3,4
Подавляющее большинство ученых прародиной человека называют именно Африку. На этом континенте сделано большинство открытий предков человека, причем как раз в Эфиопии и Кении, где располагается рифтовая долина (разлом в земной поверхности). В древности в этой долине наблюдалась активная вулканическая деятельность, а многие породы обладают повышенной радиоактивностью. Вполне возможно, что мутации под действием радиоактивности и привели к появлению человека разумного. А вовсе не "божественная сила".
Во второй половине ХХв. в Восточной Африке в пластах горных пород, имеющих возраст около 27 млн. лет, были обнаружены останки человека и его орудия труда.
2. Расы и народы –беседа.СЛАЙДЫ № 5 -22 (по выбору учителя)
- Европеоидная раса (коренное население): арабские народы – алжирцы, марокканцы, египтяне; берберы.
- Европеоидная раса (пришлое население): на севере – французы, на юге – африканеры или буры.
- Экваториальная раса: народы саванны – тутси, нилоты, масаи; экваториальных лесов – пигмеи; полупустыни и пустыни Южной Африки – бушмены и готтентоты.
- Промежуточная раса: эфиопы и малагасийцы
3. Первичное закрепление изученного материала – заполнение кластера: Особенности населения Африки – работа в группе (Приложение 1)
4. Размещение и плотность населения – анализ тематической карты «Плотность населения Африки» СЛАЙДЫ № 23-24
Вопросы:
- Каким способом на карте показано размещение населения?
- Как изображаются на карте незаселенные территории?
- Где на материке плотность населения более 100 человек на 1км2? Покажите на карте.
- Где на материке плотность населения менее 1 человек на 1км2? Покажите на карте.
- Какая плотность населения преобладает в бассейне реки Конго?
- Какова плотность населения на востоке материка?
ВЫВОД: Численность Африки около 1 млрд. человек. Сравнительно густо заселены побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка. Высока плотность населения в дельте Нила, где на 1км2 приходится 1000 человек. В пустыне Сахара, занимающей ¼ материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях вообще отсутствует.
5. Колониальное прошлое материка – самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. СЛАЙД № 25
ЗАДАНИЕ: прочтите текст учебника на стр.134-135 «Колониальное прошлое материка» и выберите в карточке верные утверждения (Приложение 2)
Дополнительно о лидерах национально-освободительного движения – рассказ ученика (опережающее задание)
Нельсон ХолилалаМандела (род. 18 июля 1918) — первый чернокожий президент ЮАР c 10 мая 1994 по 14 июня 1999, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме, лауреат Нобелевской премии мира 1993.Почётный член более 50 международных университетов.
После того, как в 1999 году Мандела оставил пост президента ЮАР, он стал активно призывать к более полному освещению проблем ВИЧ и СПИД. По оценкам экспертов, в ЮАР сейчас около пяти миллионов носителей ВИЧ и больных СПИДом — больше, чем в любой другой стране. Когда Макгахо, старший сын Нельсона Манделы, умер от СПИДа, Мандела призвал бороться с распространением этого смертельного заболевания.
Патрис Эмери Лумумба (2 июля 1925 — 17 января 1961) — конголезский политический и общественный деятель, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960, национальный герой Заира, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго.
Снят с поста премьер-министра президентом Конго, затем арестован в ходе Конголезского кризиса в сентябре 1960. Убит 17 января 1961 года.
IV. Закрепление изученного материала
1. Практическая работа в контурной карте: СЛАЙД № 26
ЗАДАНИЕ:
- Обозначьте границы размещения рас.
- Закрасьте территории в соответствующие цвета.
- Оформите условные знаки.
2. Вопросы по изученной теме: СЛАЙД № 27
- Какой материк ученые считают прародиной современного человека?
- К какой расе относится коренное население Северной Африки?
- Какие народы проживают в полупустынях и пустынях Южной Африки?
- К какой расе относится большая часть населения Африки?
- Эти «лесные люди» отличаются желтоватым цветом кожи, очень широким носом, малым ростом?
- Где в пределах материка проживает пришлое население европеоидной расы?
- Какова численность населения Африки?
- Как называется страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности?
3. Заполнение таблицы (если останется время на уроке – выбрать один из трех вариантов) СЛАЙД № 30-34
Название расы |
Народы |
Место проживания |
Характерные черты |
Экваториальная (негроидная) |
Нилоты Масаи Тутси Пигмеи |
Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов |
Очень темная, почти чёрная кожа, рост 180-200 см. Кожа менее тёмная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см) |
V. Подведение итогов урока
Тест на оценку – письменно в тетради (выборочная проверка, взаимопроверка) СЛАЙД № 28-29
- В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ ... ЧЕЛОВЕК.
а) менее 500 млн,
б) 500 млн - 850 млн,
в) около 1 млрд - В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ ... РАСЫ.
а) негроидной,
б) европеоидной,
в) монголоидной. - НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ:
а) малагасийцы,
б) арабские народы,
в) народы банту. - САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ:
а) пигмеи,
б) лилипуты,
в) бушмены. - НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В:
а) Египте, Ливии, Алжире,
б) Нигерии, Габоне, Чаде,
в) Танзании, Кении, Эфиопии. - ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ НАРОДОВ АФРИКИ:
а) бушмены,
б) масаи,
в) арабы. - ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ:
а) на экваторе,
б) на побережье Гвинейского залива,
в) на северном и южном побережье.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. в 2.а 3.б 4.а 5.в 6.б7. в
VI. Домашнее задание.
§30, стр.132-135, подготовить характеристику народов Африки по плану:
- Название народа
- Раса
- Отличительные признаки
- Районы проживания
Литература.
- http://www.forumdesas.cd/images/Lumumba%20pat.JPG - фотография П.Лумумба
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/14/Nelson_Mandela-2008_%28edit%29.jpg фотография Н.Манделы
- Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие. М., Дрофа, 2000
- Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс. Поурочное планиерование. С.-П., Паритет, 2001