План урока №1. Истоки народного художественного промысла «Декоративная соломка». Аппликации соломкой
Этап урока |
Художественно-педагогическая деятельность учителя |
Художественно-эстетическая деятельность учащихся |
Предполагаемый результат |
Слайды на презентации. |
1. Эмоциональный настрой. Цель: введение в мир декоративных творений из злаковой соломки. |
Создание тёплой, «солнечной» атмосферы через большое количество наглядного материала, оформляющего кабинет, а также через музыкальный ряд (звучит фонограмма «Шумы нивы»). Рассказ о красоте и пользе нивы при показе презентации (с репродукциями живописи). |
Восприятие детьми увиденных выставочных экспонатов. Прослушивание и визуальное восприятие через презентацию |
Осознание и принятие детьми художественных образов. |
Слайды 1, 2, 3, 4, 5. |
2. Беседа о видах работ из соломки. Цель: формировать представление об использовании соломы в различных сферах деятельности человека. |
Опираясь на зрительный ряд, детям предоставляется возможность показать свои знания и с помощью наводящих вопросов выявить ту технику работы с соломой, которую они могли бы освоить быстрее других. |
Свободные высказывания и размышления детей. Просмотр слайдов презентации. |
Проявление у детей желания создать какое-либо изделие из соломы. |
Слайд 6, 7, 8 |
3. Беседа, сообщающая о видах аппликаций из соломы, о разновидностях орнамента. Цель: формировать изобразительные знания |
Детям предлагается выявить характерные визуальные особенности разных аппликаций. |
Дети отвечают на наводящие вопросы по композиции (обращают внимание на подсказку в презентации). Наблюдения детей за практическим показом учителя. |
Основные термины не единожды повторённые и показанные в словаре должны зафиксироваться в памяти. |
Слайды 9, 10 |
4. Эвристическая беседа о выборе варианта целесообразной деятельности. Цель: ускорить решение проблемы (мотивировать к созданию соломенного декора подарочной упаковки самым приемлемым путём). |
Создание творческой атмосферы, способствующей решению проблемной ситуации. Обсуждение идеи учителя по составлению композиции из геометрических элементов. |
Закрепление нового материала через рассуждения детей. |
Дети должны выбрать разновидность орнамента для будущей работы. |
Слайд 11 |
5. Практическое задание. Цель: выполнить заготовки для аппликации. |
Объяснение технологических приёмов и способов работы с соломенными лентами. Обсуждение с детьми организации рабочего места и техники безопасности. Ведение индивидуальной работы. |
Самостоятельная работа детей. Использование вспомогательного материала: раздаточного и схем-таблиц, технологических карт. |
Дети должны самостоятельно суметь воспользоваться предложенными пособиями и выполнить качественно элементы для аппликации. |
Слайд 12 |
6. Анализ проделанной работы. Цель: определение детьми положительных и отрицательных моментов в своей деятельности. |
Акцентируется внимание на качестве заготовок, т. к. от этого будет зависеть качество будущего изделия. Предлагается ученикам ответить себе на вопросы: а) Довольны ли вы своим трудом? б) Что-то нужно исправить? |
Самоанализ проделанной работы. |
Желающие выступить перед классом дети приветствуются за откровенность и находчивость. |
|
7. Домашнее задание. Цель: воспользовавшись шаблонами и технологич. картами изготовить коробочку из картона или бархатной бумаги. |
Учителем подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою работу при выполнении домашнего задания. |
Дежурными раздаются персональные пакеты с раздаточным материалом. |
Возникновение вопросов по изготовлению коробочки (с акцентом на оригинальность). |
|
8. Итог урока. Цель: оценка деятельности детей на уроке. |
Учитель благодарит активных учеников за хорошую работу, подбадривает, намекая на то, что следующий урок все будут восхищены тем, что получат в результате работы к его концу. При этом обращается внимание ребят на то, что очень многое будет зависеть от их домашней подготовки. |
Ребята настраиваются на творческий лад и ещё раз проверив комплектность сделанного на уроке, вовлекаются в свободную беседу по поводу увиденного и услышанного на уроке. |
Ребята высказывают свои мнения о выставочных экспонатах, интересуются технологией изготовления. |
|
План урока №2. Выполнение декоративной аппликации из геометрических фигур в технике «Декоративная соломка»
Этап урока |
Художественно-педагогическая деятельность учителя |
Художественно-эстетическая деятельность учащихся |
Предполагаемый результат |
Слайды на презентации. |
1. Эмоциональный настрой. |
Транслируемый видеоролик «В поиске рождественских подарков» и «вступительное слово» учителя настраивают на осознание ребятами значимости предстоящего урока. |
Прослушивание и визуальное восприятие через видеоряд, рождественское оформление кабинета, призывающее к творческому порыву |
Вызвано желание сделать оригинальные атрибуты для проведения праздника |
|
2. Повторение основ построения орнамента. Цель: выявление познаний художественной терминологии. |
Работа на моделях и по схемам для повторения и закрепления таких понятий, как «орнамент», «фон», «мотив», «раппорт», «симметрия» и «асимметрия». |
Два-три учащихся вызванные к демонстрационному столу, из моделей выкладывают примеры в соответствии с повторяемыми понятиями, другие подсказывают. |
У учащихся в воображении должен появиться первый образ орнаментации коробки |
|
3. Беседа, сообщающая о целесообразности использования композиционных схем. Цель: формировать умение обобщать, упрощать и наоборот представлять в схематичных изображениях орнаментальные композиции. |
Опираясь на зрительный ряд, рассматриваются композиционные схемы. Фигуры в виде кругов, треугольников, прямоугольников — мотивы, вписанные в данные фигуры. |
Анализ слайда презентации. Методом сравнения дети определяют симметричные и асимметричные образцы по предложенным для образца схемам |
Перед детьми открывается ещё одна возможность ускорить процесс мысленного создания художественного образа для декора. |
Слайд 13 |
4. Мастер-класс. Цель: способствовать развитию художественного вкуса и логического мышления |
Наглядно, на моделях проводится демонстрация приемов составления орнаментов. При этом опорные этапы работы дублируются фрагментами на слайдах. |
Учащиеся осваивают: а) приёмы выполнения мотивов от центра, б) приёмы построения радиального орнамента, в) Приёмы расположения мотивов и раппортов по диагонали, г) приёмы размещения мотивов по форме прямоугольника, д) приёмы составления угловых мотивов. |
Научиться использовать в качестве вспомогательных принадлежностей: кальку, карандаш, геометрические фигуры, вырезанные из бумаги в клетку. |
Слайд 14,15 |
5. Работа творческой мастерской. Цель: выполнить декор коробочек, предназначенных под подарки |
Учитель предлагает начать творческую работу с поиска идей для оригинального орнамента, но при этом помнить главные правила: 1.Композиция орнамента должна поддерживать форму украшаемой поверхности. 2.Должен учитываться материал (блеск соломы и расположение волокон). 3.Учёт техники выполнения орнамента (при наклеивании должны оставаться просветы между фигурами, присутствовать сочетание крупных мотивов и мелких, использоваться больше разнообразных фигурок). 4.Соблюдение ритма и симметрии. Ведётся индивидуальную работу с детьми. |
Для практической работы предложено несколько заданий. Учащиеся выбирают одно, которое считают для себя более интересным и с которым смогут справиться за оставшуюся часть урока. |
У ребят будут созревать собственные идеи, требующие для воплощения много времени, поэтому им сообщается. Что есть шанс для воплощения задуманного ещё и дома, |
Слайд 16 |
6. Анализ результатов Цель: проанализировать свои успехи и неудачи в практической деятельности. |
Выполнив оформление коробочки, размещаем объекты своего труда под ёлочку или завязав декоративным шнуром вешаем на неё. (Помогая устанавливать коробки под ёлочку учитель незаметно раскладывает записки с новогодними пожеланиями : дети найдут позже, уходя домой). |
Дети отвечают на следующие вопросы: - Зачем нам нужен был этот урок? - - Какие достижения у каждого из вас на этом уроке? - Что было тебе интересно на уроке? - Что было трудно? - За что ты можешь себя похвалить? - Какие способы составления композиции тебе понравились больше всего? |
Основная часть работы завершена |
|
7. Рефлексия. Цель: оценка значимости урока для детей. |
Включается новогодняя мелодия, прожектор освещает направленным светом ёлку, и дети приглашаются для |
Перед детьми ставится коробка с ёлочными игрушками, выполненными из соломы. Ребята своим действием отвечают на вопрос: «Понравился ли сегодняшний урок?». Если «Да», то нужно выбрав любую игрушку разместить её на ёлке, а если «Нет» – то этого делать не нужно. |
Ожидается в большинстве положительный результат. |
|
8. Итог урока. Цель: оценка деятельности детей на уроке. |
Украшающие ёлку игрушки говорят о сегодняшних успехах. |
Дети находят в своих коробочках слова новогодних пожеланий |
Дети пожелают, чтобы их работа была оценена |
|